Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философско-религиозная антропология

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Философско-религиозная антропология
Содержание статьи
Замечание 1

Антропологическая проблематика кроме того, что имеет раскрытие в философии, находит отклик и в сфере религиозных систем. Антропология, в этом смысле, располагается на стыке философского знания и религиозной веры.

Антропологические идеи христианства

Христианство как религия по своей сути антропологично, т.е. его ключевой текст – Евангелие – посвящен раскрытию пути духовного спасения человека. В христианстве антропология представлена двояко: в виде богословия и аскетической антропологии.

В рамках христианского богословия понятие антропологии тесно связывается с доктринальными положениями веры. Так учения о Троице и о двух природах Христа являются базовыми в определении того, что есть человек и каково его предназначение.

Аскетические практики в антропологию христианства привносят идею обожения. Исходным этот концепт является в исихазме, духовном монашеском направлении в христианстве. Аскетические практики подчеркивают «пограничное» положение человека, что значит его нахождение на грани между мирами сотворенным и нетварным.

Итак, основные характеристики антропологических идей христианства могут быть следующими:

  • онтологизация природы человека, который выражается в идее о возможности духовно созерцать божественное бытие (концепт «обожения» исихазма);
  • цельность человека перед лицом божественного бытия;
  • динамизм человеческой жизни, к созерцанию божественного бытия нужно стремиться;
  • свобода человека в выборе своего жизненного пути;
  • эсхатологизм человеческой жизни, который раскрывается в вере в загробную жизнь и в будущем воскресении для жизни в вечности.

Исламские воззрения на человека

В рамках ислама само творение мира носит антропологический характер. Это означает что Аллах творил мир ради человека. Человек изначально сотворен как наместник Аллаха на земле, который возгордился своим положением и его утратил.

Готовые работы на аналогичную тему

Но при всем при этом, человек отчасти сохраняет свое привилегированное положение. Как наместник Аллаха человек обладает определенными характеристиками и ему должно воздаваться поклонение и честь.

Вопрос взаимоотношения Аллаха и человека в исламе По данной теме мы уже выполнили реферат Человек в исламе подробнее решается утверждением невозможности созерцать божественное бытие, как это предполагается в христианстве. Познать Бога возможно только изучая Коран и соблюдая изложенные в нем заповеди.

Пол человека в исламе является своего рода проявлением животного начала в человека, отсюда разработка практик телесной чистоты/ нечистоты человека. Также здесь стоит отметить религиозно закрепленное неравенство мужчины и женщины.

Среди ключевых положений исламской антропологии можно отметить следующее:

  1. Человек – существо таинственное, расположенное на границе ангельского и животного бытия.
  2. Бытие человека наделено динамизмом, который помогает ему найти свое место.
  3. Призвание человека заключено в уяснении своего привилегированного положения господина над всем живым на земле.
  4. Человек изначально нравственен и духовен, но не всегда таков, он может быть или добр, или зол. Выбор зависит от человека. Вера в Аллаха помогает человеку обрести свой жизненный путь.

Антропология иудаизма

Казалось бы, антропология христианства и иудаизма должны быть аналогичными, но это совсем не так. Как и в христианстве, иудаизм учит о сотворении человека Богом. Но иудаизм считает, что было сотворено два Адама – Адам Кадмон и Адам Афар.

Адам Кадмон – это духовный человек, обладающий вместе и мужской и женской природами (гермафродит). Он являет собой чистое воплощение качеств Бога. В кабалистике одна из ключевых задач человека – возвращение к такому первоначальному состоянию.

Адам Афар – это человек после грехопадения, у которого дух прошел процедуру овеществления. Он обладает двойственной природой: с одной стороны, в нем есть духовное начало, с другой присутствует «прах земной», желание и смерть.

Замечание 2

В целом, современный иудаизм совмещает в своих воззрениях на человека как традиционные религиозные положения, так и опыт мистиков-каббалистов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Альфия Зайнулловна Шайхутдинова

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис