Антропологическая проблематика кроме того, что имеет раскрытие в философии, находит отклик и в сфере религиозных систем. Антропология, в этом смысле, располагается на стыке философского знания и религиозной веры.
Антропологические идеи христианства
Христианство как религия по своей сути антропологично, т.е. его ключевой текст – Евангелие – посвящен раскрытию пути духовного спасения человека. В христианстве антропология представлена двояко: в виде богословия и аскетической антропологии.
В рамках христианского богословия понятие антропологии тесно связывается с доктринальными положениями веры. Так учения о Троице и о двух природах Христа являются базовыми в определении того, что есть человек и каково его предназначение.
Аскетические практики в антропологию христианства привносят идею обожения. Исходным этот концепт является в исихазме, духовном монашеском направлении в христианстве. Аскетические практики подчеркивают «пограничное» положение человека, что значит его нахождение на грани между мирами сотворенным и нетварным.
Итак, основные характеристики антропологических идей христианства могут быть следующими:
- онтологизация природы человека, который выражается в идее о возможности духовно созерцать божественное бытие (концепт «обожения» исихазма);
- цельность человека перед лицом божественного бытия;
- динамизм человеческой жизни, к созерцанию божественного бытия нужно стремиться;
- свобода человека в выборе своего жизненного пути;
- эсхатологизм человеческой жизни, который раскрывается в вере в загробную жизнь и в будущем воскресении для жизни в вечности.
Исламские воззрения на человека
В рамках ислама само творение мира носит антропологический характер. Это означает что Аллах творил мир ради человека. Человек изначально сотворен как наместник Аллаха на земле, который возгордился своим положением и его утратил.
Но при всем при этом, человек отчасти сохраняет свое привилегированное положение. Как наместник Аллаха человек обладает определенными характеристиками и ему должно воздаваться поклонение и честь.
Вопрос взаимоотношения Аллаха и человека в исламе решается утверждением невозможности созерцать божественное бытие, как это предполагается в христианстве. Познать Бога возможно только изучая Коран и соблюдая изложенные в нем заповеди.
Пол человека в исламе является своего рода проявлением животного начала в человека, отсюда разработка практик телесной чистоты/ нечистоты человека. Также здесь стоит отметить религиозно закрепленное неравенство мужчины и женщины.
Среди ключевых положений исламской антропологии можно отметить следующее:
- Человек – существо таинственное, расположенное на границе ангельского и животного бытия.
- Бытие человека наделено динамизмом, который помогает ему найти свое место.
- Призвание человека заключено в уяснении своего привилегированного положения господина над всем живым на земле.
- Человек изначально нравственен и духовен, но не всегда таков, он может быть или добр, или зол. Выбор зависит от человека. Вера в Аллаха помогает человеку обрести свой жизненный путь.
Антропология иудаизма
Казалось бы, антропология христианства и иудаизма должны быть аналогичными, но это совсем не так. Как и в христианстве, иудаизм учит о сотворении человека Богом. Но иудаизм считает, что было сотворено два Адама – Адам Кадмон и Адам Афар.
Адам Кадмон – это духовный человек, обладающий вместе и мужской и женской природами (гермафродит). Он являет собой чистое воплощение качеств Бога. В кабалистике одна из ключевых задач человека – возвращение к такому первоначальному состоянию.
Адам Афар – это человек после грехопадения, у которого дух прошел процедуру овеществления. Он обладает двойственной природой: с одной стороны, в нем есть духовное начало, с другой присутствует «прах земной», желание и смерть.
В целом, современный иудаизм совмещает в своих воззрениях на человека как традиционные религиозные положения, так и опыт мистиков-каббалистов.