Понятие субъективности
Категория субъективности в рамках философии отражает сферу внутреннего мира человека, его мировоззрение, ценностные и морально-нравственные установки поведения.
С помощью субъективности характеризуется неповторимость качеств отдельной личности, ее воззрений, верований и убеждений. Синонимами субъективности являются понятия «ментальность», духовный мир» и т.д.
Субъективность в античной философии
В традиции античной мысли субъективность человека понимается как единство его разума, чувства и воли. Человек в античности одновременно является и микрокосмом, обладателем внутреннего мира, и социальным деятелем, общественность которого заложена от в него от природы.
В философских учениях античных мыслителей субъективность связывалась с духовностью. Исходя из этого, у Гераклита субъективность – это Логос, присутствующий явно либо скрыто в мире, у Анаксагора – это абсолютный мировой ум «Нус», у Платона – мир идей и др. Указанные категории были приложимы не только к бытию, но проявлялись и в человеке, здесь они отражали внутреннюю, скрытую способность человека к творчеству, которое делало из человека субъекта, в первую очередь, деятельного.
Субъективность в средние века
В средневековой теолого-философской мысли субъективность связывалась со степень сопричастной связи человека с Богом и трансцендентным, духовным бытием. Человеческая субъективность в этот период истории человеческой мысли имеет прямое отношение к уровню духовного самосовершенствования.
Субъективность в философии Нового времени и эпохи Просвещения
Философия Нового времени начинает рассматривать субъективность как гносеологическое понятие. Тем самым происходит потеря идеи целостного человека, утрачивается соединение духовной составляющей и процесса непосредственного приобретения знания.
Субъект для философов $XVII$ века – это агент познания, обладающий интеллектуальной активностью, направленностью на осмысление объекта своего исследования. При этом субъективность – это одна из помех для объективного познания, которую следует как можно сильнее нейтрализовать.
В философии эпохи Просвещения понятие субъективности расширяется за счет введения проблематики связанной с чувственным и волевым познанием. Многими философами в это время показывается, что чувства (страсти) человека обладают противоречивостью. Сфера субъективности человека становится полем борьбы между разумом и чувством.
Понятие субъективности играет значительную роль и в немецкой классической философии. Так И. Кант субъективность человека представляет как единство трех элементов: чувственности, рассудка и разума. И. Фихте, Ф. Шеллинг и Ф. Гегель стоят на позиции диалектической природе человеческой субъективности.
Субъективность в русской философии
В русской философии тематики субъективного, духовного в человеке касались часто.
В.С Соловьев считал, что человек не есть всецело природное существо, наличие духа в нем обязательно. Духовное начало человека – это высшая сила, ставящая человека на уровень общения с трансцендентным. По мысли Соловьева субъективное в человеке проявляется в трех случаях:
- как разграничение человеком в своем внутреннем мире своих духа и плоти;
- как непреклонная позиция утверждения разделения духовного и природного;
- как стремление очистить плоть от воздействия излишней чувственности и страстности.
Н.А. Бердяев продолжает описанную линию толкования субъективности человека. По его мнению, субъективность – это высшая ценность, то, что человек должен достичь в жизни.
Духовность потенциально пребывает в человеке, задача которого ее актуализировать. Она является основой единства личности, утверждаемой Бердяевым.
С.Л. Франк, обращаясь к осмыслению человеческой субъективности, считал, что не следует строго разграничивать внутреннего и внешнего миров человека. Субъективная сфера человеческой личности, обладая безграничной наполненностью смыслами, при этом остается открытой для внешнего мира.