Фигура мыслителя
Альфред Шюц ($1899-1959$) является представителем феноменологической традиции мысли, основоположником феноменологической социологии. В основу его социологии положен принцип, согласно с которым изучать нужно формирование представлений человека о социальной жизни.
Феноменологическая социология
А. Шюц предметом анализа своей социологии делает жизненный мир индивидуального человека, персональную историю обыденного. Основной задачей при этом является выявление того, как индивиды формируют в своем сознании представление о мире и о социальном и того, как эти представления репрезентируются непосредственно в их повседневной жизни.
При этом А. Шюц критикует позитивистский взгляд на мир и на общество. По его мнению, позитивисты неверно понимали природу социального, приравнивая ее к природным явлениям и используя естественно-научные законы анализа. Природные явления не имеют внутреннего смысла, когда как социальные явления таковыми обладают. Это непосредственно деятельность человека. Отсюда и появляется жизненный мир как непосредственное пространство реализации человеком своего потенциала. Оно есть сфера обыденного, наполненная деятельностью. Социология Шюца, в этом смысле, является разновидностью понимающей социологии.
Идеи Шюца близки подходу к анализу общества М. Вебера. Они вместе использует понятие конструкта. Австрийский социолог выделяет в жизни человека два типа конструктов:
- конструкты первого порядка – обыденная жизнь человека, жизненные ситуации повседневного типа;
- конструкты второго порядка – надстраивающиеся над первым порядком, объективные научные понятия.
Между первым и вторым порядками существует генетическая связь. Социолог начинает изучение жизненного мира человека с понятий второго порядка, погружаясь, таким образом, в понимание обыденной ситуации жизни индивида. Шюц стоит на позиции, согласно с которой между абстрактным научным понятием и концептами «жизненного мира» имеется связь и она носит действенный характер.
Основные понятия феноменологической социологии
А. Шюц считает, что человек живет в различных мирах одновременно. Это мир религиозных воззрений, мир внутренних переживаний. Каждый из них состоит из совокупности данных, полученных из опыта.
Социолог при изучении общественных явлений, основывающийся на данных пяти чувств, выявляет цвет, объем и другие объективные характеристики. Но Шюц считает, что до полной картины этого недостаточно. Явление и вещь должны начать восприниматься человеком как личностно значимые, т.е. перейди из разряда опыта чувств в разряд связных логических рядов. Этот переход первоначально осуществляется на индивидуальном уровне, впоследствии на общественном. Так появляется понятие интерсубъективное.
При определении интерсубъективности в обществе Шюц исходит из представления о том, что изначально все общественные институты вышли из обыденных отношений людей; иными словами, все они представляют собой проявление обыденного, индивидуального сознания. Жизненный мир представляет собой совокупность природных, культурных и общественных явлений-составляющих. И человек стремится установить с ними контакт, т.е. создается интерсубъективное поле для общения, которое и есть общество, социальная реальность.
Интерсубъективный мир, по мнению Шюца, доступен всем посредством обладания языком и участия в социальной коммуникации. Такую реальность Шюц называет высшей, т.к. человек по умолчанию находится в ситуации повседневного, она им расценивается как первичная.
Этнометодология
В рамках феноменологической социологии в $70$-е гг. $XX$ в. появляется направление, которое занимается изучением повседневных норм и правил поведения человека, языка повседневного общения. Ее основателем считается Г. Гарфинкель.
Если феноменология в большей степени занимается теореитческими вопросами, то этнометодология использует экспериментальный метод исследования (например, экспериментальная ситуация и т.п.).