Общая характеристика
К теме человека представители интеллектуальной культуры «серебряного века» обращаются неоднократно. Это обращение связано с прояснением и характеристикой внутреннего мира человека, тех связей, что лежат между человеком и природой, миром в целом.
Мыслители «серебряного века» рисуют образ человека своей эпохи, оценивают его преимущества и недостатки. Ключевой темой антропологии становится вопрос о духовном состоянии современного общества и отдельно человека. Практически все представители «серебряного века» видят в человеке ответственного, свободного и активного субъекта жизнедеятельности.
Кроме того, «серебряный век» обращается к анализу нарождающегося феномена индустриальной цивилизации и положения в нем человека. Им отмечается, что новое общество разрушает традиционные устои общества и морали. В целом, это оценивается как негативное явление.
Эпоха «серебряного века» отличается том, что в ней можно заметить черты начавшегося переосмысления русской культурой своих мировоззренческих, фундаментальных основ, в том числе и представлений о природе человека. На это оказало влияние и общеевропейская интеллектуальная ситуация того времени.
Человек в русском экзистенциализме и персонализме
Антропологическая проблематика в рамках философии «серебряного века» находит отражение, в первую очередь, в таком явлении культуры мысли как экзистенциализм.
Ф.М. Достоевский, один из провозвестников экзистенциальных идей, в своих романах стремится раскрыть суть природы человека. Ключевой мыслью при этом у него является взаимоотношение человека с Богом. По его словам, человек представляет собой тайну, единство противоположного, иррационального (хотения) и рационального (целесообразности).
Человек, по мнению Достоевского, обладает базовой характеристикой – свободой. Свобода человека предстает здесь как право выбирать между добром и злом. Выбор зла знаменует собой отказ от морали и нравственного идеала, по большому счету, бунт против Бога(образ Раскольникова, Свидригайлова, Ивана Карамазова, Ставрогина и др.).
Во многом продолжателем экзистенциальных идей Достоевского выступил другой философ-экзистенциалист Н.А. Бердяев. Его философский проект он сам и исследователи называют «философией свободы».
Человека и мир в целом Бердяев рассматривает дуалистически. Они, по его мнению, пребывают в состоянии расколотости. В основе природы человека лежит два начала:
- духовное, склонное к творчеству и свободе,
- природное, вещественное.
Изначально, с точки зрения Бердяева, существует стихийная свобода, но человек в ходе своей истории отпал от нее. Это отпадение связано с утверждением себялюбия и эгоизма. Так человек становится несвободным. Это проявляется в том, что он развивает в большей степени свое несвободное начало. Кроме того, человек ощущает в себе противоборство двух начал: духовного, стремящегося к единению с Богом, и материального, связанного с ощущением телесности.
Но у человека, по мнению Бердяева, остается «путь возвращения» к Богу. Бог сам указывает человеку путь через Боговоплощение, после которого человек оказывается способным к созидательному творчеству. Боговоплощение, по Бердяеву – это наступление экзистенциального времени, в которое человек открывается путь к божественному.
Развитие экзистенциальных идей можно найти в философском проекте Л. Шестова. Мыслитель говорит об абсурдности и трагичности бытия человека в современных ему условиях. Он призывает обратиться к анализу субъекта, единичной личности. Его концепция – это философия обыденного, т.к. он исходит из отрицания диктата разума и объективного знания, делая упор на индивидуальном переживании и ощущении мира. В поздний период творчества Шестов обращается к анализу понятия веры.
В рамках антропологии и экзистенциализма «серебряного века» формируется учение персонализма.