Философская антропология
Философская антропология (греч. anthropos - человек) – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия.
Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX - начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них. Философская антропология, в узком смысле, - одно из направлений западной философии, которое окончательно сформировалось после Второй мировой войны в Западной Германии.
Слово «человек» несет в себе три смысла в антропологии философии.
- Общий либо собирательный смысл – здесь подразумевается человеческий род в целом
- Смысл обозначения какого-либо представителя рода или носителя общих черт – здесб подразумевается индивид
- Смысл обозначения конкретного человека, который имеет уникальные черты – это личность (индивидуальность)
Основоположники философской антропологии
Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека. Шелер писал:
«Вопросы: «Что есть человек и каково его положение в бытии?» - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос».
Мыслитель является создателем обширной программы философского познания человека во всей глубине его бытия.
По мнению философа философская антропология – это философское течение о метафизическом происхождении человека и силе, что движет им и которые сам же человек приводит в движение.
М. Шелер определяет следующие ступени развития психического:
- Чувственное стремление
- Инстинкт
- Ассоциативная память
- Дух
- Практический интеллект
Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.
Плеснер Хельмут (1892-1985) – яркий представитель и один из основоположников философской антропологии немецкой школы. Он считал, что философская антропология должна базироваться на философии «живого бытия». Таким образом, она должна исходить из того, что в понятием «жизнь» охватываются в первую очередь природно-органические формы, не социально-культурные. Плеснер противопоставляет свою антропологию экзистенциализму, поясняя, что философия экзистенциализма слишком абстрактная и бесполая. Он акцентирует внимание на том, что психика человека особенная и человека от животного отличает экзцентричность.
Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания. Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.
Специфика философской антропологии заключает в себе общие положения:
- Это особый вид философской рефлексии. Самосознание культуры в периоды развития, когда человек – проблема для самого себя
- Принцип индивидуализации – одна из характерных черт антропологии. Основной целью философской антропологии является разрушение абстрактного образа человека
- История философской антропологии – не непрерывное развитие принципов, идей и понятий.