Подобно европейским религиозным реформаторам, стремившихся к уничтожению религиозного отчуждения, устранению разделенности объективного и субъективного (по Гегелю), освобождению христиан от посреднического влияния церкви и священников, восточные религиозные реформаторы тяготеют к переосмыслению соотношения бога и человека, пытаются реализовать цель по приближению верующих к богу, тем самым содействуя их раскрепощению.
Реформаторская интерпретация бога
Реформаторская интерпретация бога в индуистской религии предполагала прежде всего в отказ от таких принципов традиционного индуизма, как политеизм, антропоморфизм и идолопоклонство. Выступая против представлений, которые ведут человека к благоговению перед божествами и даже обожествляемыми животными, индусские реформаторы как подлинные гуманисты настаивают на особой роли человека в мироздании.
Так, Свами Вивекананда (1863-1902 годы), считающийся самым известным индийским общественным деятелем конца XIX столетия обосновывал идею о наличии в человеке «божественных потенций». Он предлагал обратить внимание прежде всего на человека, так как только при признании божественной природы человека возможно постижение истинной природы Бога.
С подобных гуманистических позиций переосмысливают концепцию бога и человека и мусульманские реформаторы.
Так, при весьма произвольной интерпретации ашаритской атомистики, Мухаммад Икбал отмечал, что, хотя все тела и состоят из атомов, являются разными уровнями субстанции. Так, бог – является «Эго» с большой буквы, которое порождает множество других «эго» различных ступеней, в каждом из которых оно находит свое выражение. Мир во всех его проявлениях, начиная механическим движением материальных атомов, и завершая свободным движением мысли в «эго», является выражением великого «Я». Но наивысшей уровень им достигается в человеке. По мнению данного мыслителя, человек более реален, по сравнению с окружающими его вещами. Из всех божественных творений бога только он способен к сознательному участию в созидательной деятельности бога, выступающего его творцом.
Соглашаясь с наличием у бога роли всесоздателя, реформаторы не соглашались с присущим религиозным ортодоксальным учениям супранатуралистическим детерминизмом, предлагая вместо абсолютного фатализма его смягченный вариант – провиденциализм или, рассуждая в духе западноевропейского деизма отводили творцу исключительно роль «первотолчка».
Подобная ситуация была характерной и для развития западной философии несколькими столетиями ранее. Так, человек в светском гуманизме эпохи просвещения - высшее существо на земле, сущностью которого являются его страсти: желания, чувства, эмоции, любовь, ненависть, радости жизни и так далее.
Человек и религия
Религия заставляет человека лишать себя своей сущности. Человек же не должен лишать себя этих радостей; сознательно лишая себя этого, он нарушает свою природу, свою сущность. Гуманисты эпохи просвещения провозглашали совершенство человека, его верховенство в мире. Они утверждали, что человек изначально добродетелен, он стремится к солидарности с другими индивидами, совершает благие поступки, соблюдает нормы и чтит ценности, господствующие в обществе.
Вольтер, как характерный представитель просвещенческого гуманизма, также отрицал теологические утверждения о низости человека и его вечном уделе заботиться о спасении души. Человек в своем познании, бытии и деятельности не ничтожен, он лишь немного ограничен, что не мешает ему проявлять подлинное величие. Вольтер, опровергая мысли Паскаля о «жалости и дурности» человека, встает на защиту человечества. Он утверждает, что человек – деятельное существо, и своей деятельностью он достигает своего величия в мире.