Нигилизм и материалистичность
При столкновении с технологическим превосходством Запада первой непосредственной реакцией стал нигилизм по отношению к собственным традициям в культуре, в том числе и в философии, которые считались главной причиной общественного отставания, так как не служили средством духовной мотивации к прогрессу. Утверждалось, к примеру, что из-за склонности японского мышления к сохранению культа природы в ней происходит «радикальное отрицание философии» (Уэяма Сюмпей), а также что «японский способ мышления вообще не может быть абстрактным» (Юкава Хидэки). Подобные оценки восточным философским системам давали и нигилисты в кругах индийской, арабо-мусульманской или китайской философии, которые были похожи друга на друга безусловным восприятием западных образуоы духовности.
Так, весьма показательной представляется подход наиболее влиятельного лидера «интеллектуальной революции» в Китае и сторонника полной вестернизации своей страны Ху Ши (1891-1962). Имеющий большое влияние среди интеллигенции и студенчества, он жестко критиковал восточную и с восхищением относился к современной западной цивилизации. Первая, по его словам, - это «цивилизация рикши», последняя – цивилизация автомобилей. Причину такого разрыва, он видел в материалистичности, присущей восточному складу ума, тогда как западное мышление характеризуется рационалистичностью.
В основании материалистичности, по мнению Ху Ши, лежит удовлетворенность судьбой, подчиненность человека материальной среде, отсутствие способности и желания преобразовать ее, преодолеть устоявшиеся пределы, неподвижность ума и духа. Рационалистичность же он связывал с неудовлетворенностью, творческой активностью, стимулирующей развитие как философии, так и науки, стремление к постоянному поиску новых открытий и выхода к ним.
Мировоззрение Ху Ши
Ху Ши не был сторонником революционных преобразований в общественных устоях, выступая за эффективную продуктивность непрерывных, постепенных, реформ, ведущих к интеллектуальному и моральному обновлению личности. Он был приверженцем здорового индивидуализма, благодаря которому могут быть обеспечены свобода и благополучие всех членов общества, личности и государства.
По мнению самого Ху Ши, истоками его мировоззрения послужили агностицизм Гексли и прагматизм Дьюи. Под воздействием взглядов данных мыслителей находлись и многие другие философы Востока.
Приверженность тому или иному направлению западной философии была строго избирательной, зависела от приоритетных интересов философов восточных стран. Их внимание было сосредоточено прежде всего на идеях, позволяющих обосновать закономерность эволюции в природе и в обществе. Этим объясняется популярность дарвинизма и социального дарвинизма. Уверенность в возможности прогрессивного развития только в случае преодоления косности религиозного и всякого другого догматизма вызвало интерес к аргументам Р.Декарта и к позитивизму О.Конт.
Преобразования в философии
Находившиесмя в оппозиции абстрактность и созерцательность традиционной философии Востока сделала актуальным прагматизм с его программой «реконструкции в философии», направленной на превращение ее из способа мышления в действенный метод решения практических жизненных проблем (У.Джемс, Дж.Дьюи).
Помимо этого, восприятие человека как субъекта общественных преобразований и развития порождалось в восточных философских кругах идеями А.Шопенгауэра, А.Бергсона, Ф.Ницше.
Отрицание собственных мировоззренческих традиций и принятие на веру одной из западных философских парадигм, наиболее характерное для начала двадцатого столетия, оказалось недолговечным и не получило широкого распространения, хотя в то время была сформирована целая школа «японского прагматизма», образовался арабский «социал-дарвинизм» и т.д.