Философия техники – это раздел философии, рассматривающий проблемы сущности, возникновения, развития, предназначения техники, а также ее взаимодействие с человеком и культурой и перспективы ее развития.
Понятие техники и периоды ее развития
Философия техники как самостоятельный раздел философского знания начала формироваться достаточно поздно, уже в восемнадцатом веке, после того как технические дисциплины выделились из естественнонаучных, и стали самостоятельной частью человеческой культуры, которая потребовала своего осмысления. Одной из центральных проблем вставшей перед философами, стало определение самого понятие техники, ее сущности. В настоящее время слово техника можно рассматривать в трех основных значениях:
- как искусственно созданный предмет, имеющий целевое предназначение;
- как деятельность по созданию таких предметов;
- как совокупность знаний о технике, ее создании, принципах работы, эффективности и т.д.
С позиции обыденного мировоззрения под техникой понимаются достаточно сложные устройства, возникшие уже в Новое время - станки, насосы, паровые котлы и т.д. В действительности к технике относят всю совокупность созданных руками человека предметов, которые необходимы ему для осуществления какой-либо деятельности. Таким образом, даже простейшие скребки, кремниевые ножи или каменные топоры уже являются техникой.
Техника сопровождает человека с самого момента его появление. Создание и использование технических приспособлений является его отличительной чертой. Хотя некоторые животные, высшие приматы, также способны использовать подручные средства (камни, палки, ветки, лианы и т.д.) в качестве инструментов, они не обрабатывают их, и тем более не хранят, используя то что находится под рукой.
По мере развития человека, эволюционировала и техника, совершенствуясь и усложняясь. Как правило выделяют три основных периода в развитии техники. На первом техника представляет собой как бы продолжение человека, замену или усиление его естественных органов и способностей. Однако источником энергии для осуществления работы выступает сам человек. На втором этапе у техники появляется собственный источник энергии - паровой двигатель, двигатель внутреннего сгорания и т.д., а человек выступает в качестве управляющего звена машины, регулируя ее деятельность.
Третий, современный этап, характеризуется появлением автоматов, т.е. машин способных к самостоятельному выполнению задач, без постоянного привлечения человека. Задача оператора сводится лишь к контролю результатов работы. Развитие кибернетики и информационных технологий, позволяет предположить, что человечество движется к созданию полностью автономных и самообучающихся технических систем, способных к полноценному принятию решений.
Проблема сущности техники
Различные мыслители определяют технику, а соответственно ее значение, позицию по отношению к человеку и миру, по-разному. Среди распространенных подходов можно выделить следующие:
- антропологический,
- инструментальный,
- эволюционная,
- религиозная.
Антропологический подход был разработан в рамках марксисткой философии. Маркс рассматривал труд, как ту сферу человеческого бытия, через которую наиболее ярко и полно раскрывается сущность техники. Согласно ей, техника есть способ усиления человеческих возможностей, его естественное и органическое продолжение. В рамках данной концепции техника полностью привязана к человеку, обществу, выступает его частью и не может существовать без него, как и вся сфера культуры.
Инструментальный подход рассматривает технику, как инструмент, т.е. как дополнительное приспособление, которое расширяет сферу возможностей человека. С позиции инструментального подхода человеческая цивилизация рассматривается как цивилизация "костылей", технических приспособлений, призванных нивелировать собственное несовершенство человека. Источник возникновения техники - ограниченность возможностей человека.
Эволюционный подход С. Лема рассматривает технику и ее развитие как естественный процесс эволюции, сопоставимый с эволюцией живых существ. Человек выступает в нем не самоцелью или регулятором, но лишь средством этого развития. Эволюционный подход предполагает независимость, субъектность технического мира, возможно его способность превзойти и пережить человечество.
Религиозный подход, разрабатываемый религиозными философами рубежа девятнадцатого и двадцатого веков, рассматривает технику как плод ухищрений разума, т.е. плод дьявольский, а потому опасный и вредный для человечества. Религиозный философы акцентируют внимание на опасностях технического развития, прежде всего на вреде окружающей среде, рост мощи средств человеческого уничтожения, наконец зависимость от технических средств и падение духовности.
Этическая проблема техники
Одной из острейших проблем техники, является оценка последствий ее использования. С каждым годом совершенство технических приспособлений растет, их значение для жизни человека становится огромным, определяющим. Однако в тоже время растет и груз ответственности за использование техники, а также степень ее воздействия на окружающую среду, человека и общество.
Негативное воздействие техники на природу, естественную среду обитания бесспорно. Освободив человека от зависимости перед прихотями природы, техника в условиях глобального человечества, создает условия для глобальных изменений естественной среды обитания, облика планеты, которые далеко не всегда раздуют человека. Решение этой проблемы может быть как в отказе или ограничении использования техники, так и напротив, в создании более совершенных, безопасных технологий.
Техника отделила человека от природы, создав искусственную среду обитания. В современном мире человеку даже не обязательно выходить на улицу, он может взаимодействовать со всем миром посредством технических средств, иметь источник доходов, социальное общение, самореализацию, а также обеспечивать свои биологические потребности. Однако подобное ограничение негативно сказывается на здоровье человека, как физическом, так и психологическом - из-за перегрузки информацией складывается не только массовое сознание с его клиповыми чертами, но и развиваются неврозы, депрессии, пищевые расстройства и т. д.