Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский

Основные черты средневековой философии

Средневековые философы были в начале пути, ведущего к пониманию взаимосвязи двух экзистенциальных сфер. Средневековье предложило свою модель их взаимоотношений, точнее, ряд моделей, которые были основаны на общих предпосылках, но ведущих к разным выводам.

Основная предпосылка относилась к пониманию цели и смысла человеческого существования. Земная жизнь не должна занимать в жизни человека центральное место. Быть человеком — значит жить не только в «горизонтальной» плоскости (между вещами и людьми), но и прежде всего в «вертикальной» плоскости, постоянно стремясь к Богу, помня о Нем и в радости, и в печали, постоянно ощущая Его присутствие.

Для верующего Бог есть жизнь; он источник жизни, тот, кто дает жизнь; отступление от Бога, согласно христианским воззрениям, убивает душу, теряется связь с Бытием, живой смысл бытия. Поэтому целью человека является общение с Богом и познание Бога. Все остальные этапы человеческого существования, как и мирские познания, должны быть подчинены делам богопознания, спасения души. Это оригинальный тезис христианской философии, разделяемый всеми (независимо от их отношения к тому или иному измерению) западноевропейского Средневековья.

Статья: Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

И все же у философов возникли разногласия при обсуждении вопроса о том, помогает ли разумное знание продвижению христианина на пути богопознания или, напротив, только отвлекает его от поисков истины спасительной. В западном средневековье можно найти два противоположных ответа на этот вопрос, изложенные в двух философских течениях:

  • схоластике,
  • патристике.

Схоластика Фомы Аквинского

Определение 1

Схоластика – это систематическая европейская средневековая философия, сосредоточенная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Для схоластики характерно сочетание богословских и догматических предпосылок с рационалистической методологией и интересом к формально-логическим проблемам. Обычно под схоластикой понимают оторванное от жизни знание, основанное на непроверенных опытом абстрактных рассуждениях.

Фома Аквинский различал области философии и богословия: предметом философии были «истины разума», а предметом богословия – «истины откровения». Философия служит теологии и уступает ей по своему значению так же, как ограниченный человеческий ум уступает божественной мудрости. Богословие есть учение и священная наука, основанная на знании, которым обладает Бог, и на тех, кто достоин блаженства. Приобщение к божественному знанию происходит через откровения.

«Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Теология может заимствовать что-то из философских дисциплин не потому, что чувствует в этом потребность, а только для большей ясности тех положений, которым она учит.

Аристотель выделял четыре последовательных уровня истины:

  • опыт,
  • искусство,
  • знание,
  • мудрость.

Фома Аквинский делает мудрость независимой от других уровней, высшим знанием Бога. Она основана на божественных откровениях.

Фома Аквинский различал три иерархически подчиненных вида мудрости, наделенным своим «светом истины»:

  • мудрость Благодати,
  • богословская мудрость – мудрость веры, использующая разум,
  • метафизическая мудрость – мудрость духа, понимающая сущность человека: например, что Бог есть, что Бог един. Другие понять нельзя: например, божественная троица, воскресение во плоти и т.д.

Фома Аквинский отмечал необходимость различать сверхъестественное богословие, основанное на истинах Откровения, которые человек не способен понять своими силами, и рациональное богословие, основанное на «естественном свете разума» (интеллекта).

Фома Аквинский выдвинул принцип, согласно которому, истины науки и истины веры не противоречат друг другу; между ними есть гармония. Мудрость есть желание понять Бога, а наука есть средство к этому.

Фома Аквинский выдвинул 5 онтологических доказательств существования Бога:

  • движение: все движется, а перводвигатель всего – Бог;
  • причина: у всего есть причина, а первопричина всего – Бог;
  • случайность и необходимость: случайность зависит от необходимого — следовательно, есть первая необходимость – Бог;
  • степени качества: все сущее имеет разные степени качества, значит есть высшее совершенство – Бог;
  • цель: все имеет цель и направлено к цели, значит, есть некое разумное начало, все направляющее к цели, всему придающее смысл – Бог.

Патристика Августина Аврелия

Определение 2

Патристика – это термин, обозначающий совокупность богословских, философских и социальных учений, разработанных великими христианскими мыслителями (отцами церкви) в период со II по VIII в.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.) – христианский богослов, епископ города Гиппона (Римская империя), заложил основы католицизма как основного направления христианства того времени. Он был одним из основоположников первобытной схоластики. Главный труд Августина Блаженного — «О граде Божием» — на протяжении веков превратился в широко распространенный религиозно-философский трактат, на который опирались средневековые богословы для изучения и преподавания схоластики.

Также значимыми произведениями Августина являются: «О прекрасном и добром», «Против академиков», «По команде».

Главные положения философии Августина Блаженного:

  • ход истории, ход общественной жизни – это борьба двух противоположных царств – земного (греховного) и божественного;
  • Земное царство воплощено в государственных учреждениях, законах, власти, бюрократии, армии, императоре;
  • Царство Божие представлено духовенством – особыми людьми, одаренными благодатью и близкими к Богу, объединенными в Христианскую Церковь;
  • Царство земное погрязло в грехе и язычестве и будет побеждено Царством Божиим;
  • поскольку большинство людей грешны и отчуждены от Бога, светская власть необходима и будет продолжать существовать, но будет подчинена власти духовной;
  • императоры и короли обязаны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей, в частности, папе римскому;
  • Церковь – единственная сила, которая может объединить мир;
  • бедность, подчинение другим и зависимость от других не угодны Богу, но эти явления надо терпеть, надеясь на лучшее;
  • высшее счастье – самоуглубление, познание, постижение истины;
  • праведники после смерти получают в награду от Бога загробную жизнь.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot