Мимесис
Мимесис — это один из основных принципов эстетики, который в общем смысле означает подражанием искусству в действительности.
Мимесис является понятием, которое принято для обозначения имитации, но при этом указывает на действие мимирования или подражание образцу. Понятие широко применяется в современных дискурсах социальной психологии, массовой коммуникации, политики, эстетики.
Диапазон человеческой способности к подражанию достаточно обширен. Выделяют два максимально устойчивых типа миметических отношений:
- спонтанное подражание или эволюционно сформировавшаяся защитно-адаптивная реакция живого существа на все типы внешних раздражителей. Примером может являться подражание детей и животных. При этом считается, что максимально архаичные и глубинные слои человеческой психики сохраняют следы первоначальной реакции организма на внешние воздействия, которые в подавляющем числе случаев имеют негативный характер. Миметическая реактивность при этом заключается в возможности «оживления следов», которые были оставлены предыдущими воздействиями. У людей формируется стремление спрятаться, исчезнуть, агрессивные всплески, а также необходимость избегать контактов. Подражание выражается в непосредственной реакции на близость внешней угрозы;
- подражание социализированного типа связывается со способностью человека осуществить выбор и повторить наличные образцы поведения в культуре. Для такого подражания необходимы инструменты – посредники, чтобы образец был в точности повторен, а также умножен и распространен в системе иерархии ценностей.
Благодаря наличию дистанции безопасности в социальном пространстве контролируется регресс в виде аффективного поведения. При этом подражательная активность соотносится с выбором воспитательного образца. Для мимесиса социализированного типа характерны «взрывные» спонтанные непроизвольные реакции, которые имеют высокую степень общественной опасности. Одновременно с развитием воспитательных институтов и СМИ появляются разнообразные возможности управления процессом подражания.
Индивидуальное подражание отличается от общественных форм подражания. В теории классического психоанализа и его поздних ответвлениях акцент делается на разработке понятия желания, описанного Фрейдом. Подражание при этом становится исключительно способом удовлетворения желания и механизмом компенсации невозможности прямого удовлетворения потребности, которая определяет поведение человека.
Особенное место мимесис занимает в философии искусства. В 19 веке после эпохи романтизма или в противовес ей миметическое искусство снова становится модным и возникает в качестве реализма или особого стиля в литературе и живописи. В данном случае главной целью становится отражение реальности без прикрас.
В данном контексте важно обратить внимание на механизмы дробления реализма через восприятия мимесиса. Выделяют:
- объективный реализм или восприятие явлений, данных мимо воли художника;
- субъективный реализм или воспроизведение того, что непосредственно видит сам художник. В последствии импрессионисты могут настаивать на точном и реалистичном изображении человеческого опыта, через живые впечатления даже путем подражания;
- идеалистический реализм представляет собой идеально предвосхищаемую реальность, которая должна проявлять себя в будущем.
Парадокс реализма заключается в том, что художников очень много реальностей, в которых можно легко запутаться. В эстетике модернизма реализм быстро переходит в свою собственную противоположность, создавая причудливые и удивительные новые художественные миры.
Философия и политика
Отношения философии и политики необходимо описать в виде отношений сил, которые могут иметь активный и реактивный характер. Другими словами, любой тип сил (жизненных, природных, человеческих и умственных) подразделяются на противодействия и действия. Поэтому если попытаться представить через эти категории отношения, которые складываются между русской философией и политикой, то становится очевидным тот факт, что политике отводится главенствующая роль.
Те правила, по которым сегодня играет русская политика, остаются недоступными для философии, так как пишутся неизвестными «сочинителями». Во многом сегодня в России политика активно играет собственной силой, временами погружаясь в данную игру, но наращивая кредиты доверия и активы.
Русская философия, которая явно не разумеет правил данной игры, в которой, по сути, нет никаких правил. Русская философия остается перед политикой на вторых ролях. Она может исправно выполнять роль пассивного зрителя, проигравшего. Фуко бы охарактеризовал позицию философии, как позицию побежденного в большой истории. Философия уступает политике, так как она затрагивает базовые закономерности бытия.
Иначе говоря, нельзя пытаться в двух словах обрисовать отношение современной философии и политики не представляется возможным. Ключевыми словами в данном контексте можно назвать: «недоумение», «молчание», а также различные вариации, которые выражают бездеятельную недоуменность русских философов.
Политика – это ведущая сфера активности личности, в которой государства в лице органов государственной власти и их должностных лиц, а также общественные институты реализуют свои цели и интересы. Научное изучение политики ведётся в рамках такой области знания как политология.
Существует много трактовок политики, но каждая из них сводится к тому, чтобы сформировать понимание механизмов взаимодействия человека и существующего в данный момент типа власти. Власть всегда является центральной категорией внутри политики.
Таким образом, категории философии, мимесиса, политики в той или иной мере касаются восприятия человеком окружающего мира, его отражения через уникальность внутреннего мира и очевидность, а также скрытость многих вещей.