Выделяют несколько гипотез, в каждой из которых по-своему объясняется происхождение религии.
Натуралистическая гипотеза
Натуралистическая (название происходит от латинского natura — природа) гипотеза, автором которой является живший в I веке до н. э. римский поэт и философ Лукреций, и согласно которой возникновение идеи божественного и религии можно объяснить существовавшими у древних людей страхами по отношению к грозным явлениям природы (если следовать утверждениям Лукреция, именно страху обязаны своим возникновением первые боги), их непониманием, незнанием природных законов.
Против такого психологического объяснения можно возразить, что в нем не учитывается тот факт, что страх будет скорее вызывать стремление к избеганию пугающего явления, настойчивые попытки укрыться от него, а не персонифицировать его, наделяя свойствами божественной личности и обращаться к нему с мольбами. Человек раньше из-за ограниченности знаний боялся многого, но несмотря на это, обоготворял те или иные явления выборочно. Так объектами поклонения становились хищники, природные стихии, враги-люди и т. д., а также наряду с ними и вовсе безобидные явления и предметы (например, камни, деревья и т. д.).
Анимистическая гипотеза
Согласно анимистической гипотезе (от латинского слова animus - дух) источником возникновения религии являются сновидения, обмороки, галлюцинации, смерть и другие явления, наблюдая за которыми архаичный человек начал верить в другой – потусторонний, но столь же реально существующий, как и посюсторонний, мир.
Гипотеза о отчуждении человеческих качеств Л. Фейербаха
Несколько иная, атеистическая, по своей сути, концепция происхождения религии была разработана одним из гегельянцев, впоследствии отошедшим от идеализма и ставшим материалистом, Л.Фейербахом. В основе концептуальных предположений лежит имеющий длительную историю тезис об олицетворении людьми сил природы, послуживших базисом для возникновения и развития древних религиозных верований. Религия, по мнению Л. Фейербаха, возникал в результате того, что человек собрал свои лучшие качества, которые он мог бы развивать в себе самом, но не решился это сделать из-за недостаточно уверенности в своих силах, и создал для себя образ нравственно совершенного идеального существа, вмещающее в себя все лучшее, что может быть в человеке.
Социальная гипотеза
Ее основные положения следующие:
- Религия как явление духовной жизни общества на существовала изначально, она возникла в определенный момент истории человечества.
-
Есть два основных фактора возникновения религии:
- социальный фактор, которым в архаичном обществе служило чувство бессилия человека перед силами природы, в более развитых обществах с социальным неравенством - чувством бессилия низших слоев перед социальной несправедливостью;
- гносеологический фактор, то есть возникновение способности к абстрактно-теоретическому мышлению (если исходить из этого, то религия возникает примерно в тоже самое время, что и философия).
Психоаналитическая гипотеза
Согласно теории З. Фрейда, религия возникает в результате действия бессознательного «эдипова комплекса», когда люди формируют представление о божестве, как фигуре всеобщего отца-создателя, в отношении к которому сочетаются и раболепие, и страх, и ненависть. У К.-Г. Юнга религия предстает как форма духовной жизни общества, обусловленная потребностью в символическом объяснении окружающего мира, образцы которого закрепляются в сфере коллективного бессознательного в виде архетипов.