Сверхъестественное в религиозной картине мира
В религиозной картине мира содержатся представления о сверхъестественном, вера в его реальность. Данный признак делает возможным понимание отличий религиозной картины мира от противоположной ей - нерелигиозной, даже если последняя в одном из конкретных случаев будет также ошибочна, как и первая. Вера в сверхъестественный мир (или миры) означает, что наряду с миром естественного, в который погружается через свою повседневную практику и который можно познать на основе законов логического мышления, признается существование иного мира, имеющего коренные отличия от первого, основанного на совершенно иных принципах, на совсем иных началах, чем те на которых зиждется реальный мир. Характер данных оснований является настолько неопределенным и неясным даже для самих верующих, что они трактовках их скорее негативная, чем позитивная, - с точки зрения того, что отсутствует в мире сверхъестественного, а не того, что ему присуще. Пожалуй, единственным позитивным признаком, приписываемым религиозным сознанием миру сверхъестественного, является наличие в нем возможности всего или по крайней мере многого из того, что считается невозможно в мире естественного.
Смысл термина «сверхъестественный мир» заключается не только и даже не столько в некоем пространстве, в котором, согласно религиозным представлениям возможно происхождение явлений, принципиально отличных от естественных, это скорее мир явлений, которые возможны с точки зрения религиозного сознания, не только в небесном мире, но и в земном, где обитают живые существа и находятся неживые существа и предметы. В соответствие с религиозным сознанием, миры естественного и сверхъестественного находятся во взаимном переплетении и пересекают друг друга. Явления и предметы естественного мира могут быть наделены сверхъестественными чертами и особенностями, обусловливающими возможность происхождения с ними сверхъестественных событий. При этом отнюдь не всегда самими религиозными людьми отчетливо разделяются характерные для их сознания представления о мирах естественного и сверхъестественного.
Виды реальности в оккультизме
Так, в оккультизме считается, что человек может познавать три мира:
- Мир божественный, поддающийся исследованию лишь при помощи аналогии.
- Мир духовный или астральный, доступный наблюдению при особых условиях, и
- Мир физический, доступный человеческому восприятию. По отношению к человеку, это разделение формулируется так: два противоположных начала - бессмертный дух и смертное тело соединены оживляющим началом - душою (астральным телом).
К сверхъестественному (сверхприродному) обычно относится все то, что идет в разрез с естественными (природными) законами. Но такое определение нельзя назвать точным. Ведь биологические явления идут в разрез с законами механики, а законы механики невозможно использовать для объяснения химических явлений и т. п. Вне рамок действия любого природного закона протекающие явления противоречат ему.
Но это не делает их сверхъестественными. Невозможно утверждать о противоречивости сверхъестественного относительно всех законов вообще: так ни один из мифом невозможно отнести к сфере сверхъестественного, так как мы можем и не знать о существовании всех законов. С другой стороны, наука знала множество заблуждений, которые считались истинными, но затем выяснялось расхождение этих идей с естественными законами, например идея о флогистоне в химии 18 века или о мировом эфире в физике 19 в. Они идут в разрез с законами природы, и все же они относятся к науке, а к не мистике. Главное их отличие от религиозных или мистических представлений о сверхъестественном состоит в том, что они могут быть проверены на достоверность и либо подтверждены, либо опровергнуты.