Понятие гуманизма
Гуманизм – совокупность философско-этических идей и принципов, в центре которых лежит тезис о непреложной важности создания в обществе условий для благополучия, свободы и самосовершенствования каждого человека.
Гуманизм можно разделить на светский и религиозный. Светский гуманизм выражен в целом ряде трактовок:
- Гуманизм Ренессанса
- Кантианский гуманизм
- Экзистенциалистский гуманизм
- Универсальный гуманизм
- Трансгуманизм.
О роли религии в гуманизме нет однозначного мнения.
С одной стороны, согласно христианским взглядам на мироздание и место человека в нем, человек – высшее существо из всех земных, но реальность не ограничивается этим, земным, миром. Есть еще и мир «небесный», высший, а раз мир этот высшей, то и существа, живущие в нем, «выше» всех людей; а это означает, что человек не является высшим существом с безграничными способностями. Именно на этой идее спекулировала средневековая церковь, интерпретируя человека как тварное, существо, обреченное лишь на искупление первородного греха и поиск спасения души. Человек свободен в выборе жизненного пути, но в конечном счете у него их всего два: путь спасения или путь греха.
Человек, таким образом, ограничен своей греховностью и несовершенством. Такое толкование человека в средневековую эпоху было обусловлено социокультурным фоном того времени – господством христианской церкви.
Однако, можно сказать, что постулат о низости человека является ничем иным, как спекуляцией на одной из христианских идей, ее гиперболизацией.
Протогуманизм средневековья – это милосердие, человеколюбивое отношение к «ближнему своему» ради исполнения одной из основных библейских заповедей, милосердие было долгом человека перед богом. Проявляя любовь к ближнему, христианин выражал любовь к богу, реализуя заповедь «Как Вы сделаете одному из братьев моих, так вы сделаете и мне».
Христианский гуманизм
Христианское вероучение, по нашему мнению, не столько указывает на греховность человека, сколько призывает людей, во-первых, к саморазвитию через достижение духовности, а во-вторых, к единению в лоне церкви – соборности, к добру, любви к ближним, состраданию. Так, позднее, уже в XIX-XX веках многие отечественные религиозные мыслители, например Владимир Соловьев, указывали на то, что человек все же не зол по своей природе, а изначально добр, что он обладает совестью и разумом и призван делать добрые дела на земле, и в этом он подобен богу. Именно, эта идея, по нашему мнению, является центром христианского протогуманизма.
Если трактовать христианское человеколюбие как сострадание, то оно является важнейшим условием стабильности в обществе, взаимопомощи и солидарности. Интерпретация Царства Христова как состояния общества, основанного на принципах гуманизма, солидарности и справедливости, позволяет нам сделать его социальным идеалом, горизонтом, в направлении к которому следует идти нашему обществу.
Можно предположить, что в рамках русской религиозной философии XIX века (в трудах Федора Достоевского, Льва Толстого, Сергея Булгакова, Льва Шестова, Николай Бердяева, Семена Франка и других) сложилось уникальная для мировой цивилизации и самобытная концепция христианского гуманизма.
Можно утверждать, что религиозный гуманизм состоит и в интерпретации сущности человека. Так, с точки зрения богословия, человек состоит из тела и из души, и равное внимание следует уделять и первому, и второму, не давая одному затмить другое. Прежде всего, нужно не дать инстинктам и подсознательным импульсам всецело управлять повседневным поведением. Человек двойственен. С одной стороны он - индивидуалист, эгоистичное животное, стремящееся лишь к достижению собственного счастья любыми путями. В христианстве это выражено в емкой метафоре «дьявол». С другой стороны человек не изолирован, он находится в среде себе подобных, имеющих такие же потребности, как и он сам, и раз уж он находится не один и всегда в чем-то зависит от других, он и себя в чем ущемляет, «усмиряет в себе дьявола» во имя соблюдения норм человеческого общежития. Это в человеке, говоря христианским языком, «от бога».