Философия Августина
Аврелий Августин (Блаженный) – был христианским теологом, епископом г. Гиппона, расположенном в Римской империи. Им были заложены основы католицизма в качестве основного для того периода направления христианства.
Августин – один из основателей ранней схоластики. Главным его произведением считается труд «О граде Божьем», на несколько столетий ставший самым распространенным религиозно-философским трактатом, на котором базировались средневековые теологи, изучая и преподавая схоластику.
Также известными произведениями Августина можно назвать «О прекрасном и природном», «Против академиков», «О порядке».
В философии Августина Блаженного можно выделить несколько основных положений:
- ход истории и жизнь общества – это борьба двух противоположных царств – Земного и Божественного;
- Земное царство воплощено в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законов и императоре;
- Божественное царство представляют священнослужители – особые люди, наделенные благодатью и близкие к Богу, объединенные христианской Церковью;
- Земное царство полностью погружено в грехи и язычество, и рано или поздно будет побеждено Божественным царством;
- из-за того, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская власть необходима и будет существовать и далее, но будет подчиняться духовной власти;
- королям и императорам необходимо выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также напрямую Папе Римскому;
- церковь – единственная сила, которая может объединить мир;
- бедность и зависимость от других, любое подчинение кому-либо – не угодны Богу, но пока такие явления существуют, с ними необходимо смириться и терпеть, надеясь на лучший исход;
- высшим блаженством выступает человеческое счастье, понимаемое в качестве углубления в себя, учености и понимания истины;
- после смерти все праведники как награду от Бога получат загробную жизнь.
Бог – бестелесный, бесконечный в пространстве, представлен вечностью, трактуемой как неизменчивость. Бог – это воля, высшее благо. Своей волей, которая нацелена на благо, Бог способен создавать все предметы природы, все души людей и бестелесных существ – ангелов. Так Августин обосновывал креационизм – положение о творении и природы и материи Богом.
В теоцентризме Августина многое стало новым. Главное, что ему удалось конкретизировать религиозное представление о Боге, наполнив это понятие философским содержанием, подвинув личностное и трансцендентное к философскому Абсолюту.
В беседах о божественной предопределенности человеческих судеб, Августин поднимал вопрос свободы воли. Воля может быть направлена разумом, но может отмечаться и рассогласованность разума и воли. Выбор воли, то есть действий человека, может быть иррационально, не согласуясь с разумным пониманием. Человек остается свободным, пока волей направляет свои действия к добру и выполнению заповедей Бога, которые смог принять и разумом, и сердцем. Волевые усилия нужны для утверждения в благодати.
Смысл жизни как категория человеческого бытия
Смысл жизни – это философская и духовная проблема, которая непосредственно относится к конечной цели существования человека, его предназначения, как биологического вида, также как индивидуальности. Это одно из базовых мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о нахождении смысла жизни – камень преткновения мыслителей со времен Античности. Смысл жизни имеет исключительно человеческое измерение. В мире, где нет людей, нет ни смысла, ни бессмыслицы. Выработку понимания смысла жизни, человек производит не специально, в соответствии со своими ценностными установками, идеалами и ценностями, которые обусловлены его субъективными особенностями и объективными условиями его жизни.
Базисом религиозного взгляда на смысл жизни выступает вынесение цели жизни за пределы реальной человеческой жизни. Целью жизни становится попадание в Царство Небесное, которое представляет реальное совершенство.
Религиозная концепция смысла жизни ориентируется на достижение такого идеала посредством праведной жизни на Земле во имя веры и любви к Богу.
При всем этом, принято считать, что основа праведной жизни – аскетизм.
Аскетизм – это такой образ жизни, который предполагает предельно возможную воздержанность в удовлетворении потребностей, умерщвление плоти, отказ от земных благ, для того, чтобы достичь моральный и религиозный идеал.
Иными словами, земная жизнь в религиозной концепции, теряет свою смысловую направленность, превращаясь лишь в средство перехода в потусторонний, виртуальный мир.
Современный взгляд на смысл жизни
Смысл жизни в современном мире рассматривается как двигатель личностного развития и поведения, как возможность человека переживать ценности жизни, получать удовлетворение, а отсутствие смысла является причиной неврозов и фрустраций, которые в свою очередь, часто являются причиной алкоголизма, наркомании, преступности и пр.
Смысл жизни сегодня стал особенно актуальны, так как протекают разнообразные социально-экономические изменения на территории всех бывших союзных государств, утрачиваются идеологические ориентиры в воспитании подрастающего поколения, резко возрастает количество факторов, оказывающих воздействие на психологический облик современного человека.
В современном мире люди более чувствительны к социальной нестабильности и переменам. Ученые говорят о том, что формирование жизненных смыслов каждого человека зависит от социально-психологических и социокультурных условий. Вместе с тем отмечаются также специфические особенности смысла жизни, характерные для определенного возраста, профессии, этноса и прочих групп населения.