Снобизм – это феномен, который характеризует восхищение обществом и отражает предпочтение тщательного подражания его манерам и вкусам.
Суть снобизма и его ценности
Снобами называют тех людей, которые претендуют на интеллектуальность авторитетность и изысканный вкус в той или иной области. Феномен снобизма чаще всего отражает характерные для человека образ мыслей и манеру поведения в большинстве жизненных ситуаций. Считается, что по мере развития коммуникации снобом стали называть человека, который подражал манерам аристократов.
Существует также версия о том, что феномен снобизма имеет латинское происхождение. В списках студентов Оксфорда и Кембриджа данным термином отмечали студентов, которые происходили из недворянских семей. Их не должны были приглашать на мероприятия, если в университете присутствовал король.
Эти студенты были сыновьями купцов, землевладельцев могли быть даже существенно богаче дворян, но не имели их прав. Они стремились во всем им подражать. Уровень воспитания и светских навыков этой категории студентов также существенно уступал дворянам. Компенсация происходила в основной за счет показной и безвкусной роскоши. Именно такое поведение в последствии и стал называть снобизмом.
Народная этимология также говорит о том, что снобизм – это сленговый термин для обозначения классовой принадлежности студентов Итонского университета в период начала XIX века.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что снобизм предполагает интерпретацию ценностей согласно проекции важных для личности концептов на другой социальный слой.
Духовное развитие общества соотносится с духовным становлением каждой конкретной личности. В нашем обществе существует свободная система, которая порождает пороки, но благодаря свободе, самостоятельно нейтрализует их. В данном случае транслятором ценностей называют интернет, который становится максимально свободной системой. С точки зрения снобизма, через интернет транслируются все базовые ценности, которые присущи людям из «высших слоев общества».
Суть «элитизма» и его ценности
Что касается элитизма, то его определяют как возникшую в странах Европы в начале XX века, идеологию, которая развивала идеи Макиавелли об управлении государством. Согласно данной концепции, общество состоит из элиты, которая управляет его деятельностью, а также народа.
При обосновании концепции элитизма можно отметить несколько ключевых тенденций:
- развитие общества определяется умениями, способностями, а также желаниями элиты;
- народу отводят пассивную роль исполнителей замыслов элиты;
- ключевым является убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его ключевые социальные и экономические аспекты развития;
- государство также активно вмешивается в частную жизнь личности;
- государство является высшим результатом и целью общественного развития.
Одним из крупнейших отечественных исследователей элит являлся Г. К. Ашин, он трактовал элиту как особенный социальный слой, которому в обществе отводят высшие позиции. Элиты состоят из авторитетных и специально подготовленных людей, которые выдвинуты, чтобы осуществлять руководство и управление государством. Концепция элитизма исследуется элитологией.
Элитология представляет собой специальную научную дисциплину, занимающуюся рассмотрением и анализом специфических закономерностей формирования и развития элит в обществе, анализом их персонала на различных этапах общественного развития. При этом элитология не является наукой однородной. В ее рамках существует целый ряд парадигм, к которым относятся элитизм и элитаризм.
Суть этатизма и его ценности
Принцип этатизма был принят К. Ататюрком и включен в программу деятельности Народно-республиканской партии и Конституцию Турецкой Республики в качестве официальной экономической доктрины. Это событие произошло в 1937 году. Политика этатизма дала Турции возможность добиться ускоренного развития национальной экономики. В период после Второй мировой войны, в 1939-1945 гг. произошло усиление влияния крупной буржуазии, в связи с чем правительство Турции отошло от этатизма, так как эта доктрина вытеснялась теорией «смешанной экономики».
Уже в 60-ые годы выдвинули лозунг «нового этатизма».
Этатисты абсолютизируют роль государства в обществе и утверждают широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную государственную жизнь общества. Для этатистов ключевыми ценностями являются развитие государства, приверженность личности к ведущим приоритетам государства рамках его политики.
Среди идеологических течений, которые противостоят этатизму, можно отметить:
- либертарианство;
- анархизм;
- коммунизм.
При этом мотивы, основные ведущие причины такого противостояния государству различаются в зависимости от целей и средств, которые могут быть достигнуты последователями той или иной идеологии.
Анархизм – это общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.
Коммунизм – это теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечиваются социальное равенство и социальная справедливость.
Выводы
Ценность – это свойство предмета или явления, которое характеризует его важность, значимость, пользу и необходимость. Ценность может принадлежать к одному и тому же феномену, или характеризовать группу явлений окружающего мира.
Интерпретация феномена ценность существенно меняется в зависимости от господствующей в обществе политической и идеологической концепции.
Таким образом, все вышеописанные феномены, а именно этатизм, «элитизм», снобизм включают в себя разные варианты ценностей, но практически не учитывают желания и стремления большинства. Ценности концентрируются во внутреннем мире ограниченного количества лиц.