Определение] Интертекстуальность – это ключевой прием постмодернистской поэтики. [/Определение]
Общие сведения об интертекстуальности
Данный термин был введен в 1967 году Ю. Кристевой для того, чтобы обозначить общие свойства текстов, которые выражены в наличии между ними функциональных связей. Благодаря им тексты могут многими способами ссылаться друг на друга.
Сквозь интертекстуальность мир предстает как колоссального размера текст, в котором сказано все, а нечто новое возможно создать только по принципу калейдоскопа, при этом смешение уже имеющихся элементов дает инновационную комбинацию.
Многие концепции постмодернистской философии и эстетики тесным образом связаны с теориями «смерти субъекта», автором которой являлся М. Фуко, а также «смерти автора», созданной Р. Бартом.
Р. Барт – это французский философ, литературовед, эстетик, семиотик, представитель структурализма и постструктурализма.
Барт утверждает, что игра цитатами не может сводиться к проблеме влияний и источников в общим поле анонимных формул. Формулы создавались бессознательно и автоматически, давались, что называется «без кавычек». Автору только кажется, что он самостоятельно творит, но на самом деле культура творит посредством него, применяя его как орудие. Другими словами, механизм интертекстуальных элементов заключается в эксплицитности фрагментов текста и имплицитно связанных с ним ассоциаций.
Ассоциации могут быть автономными смысловыми блоками и актуализировать для читателя значимую часть информации, взывая к его памяти, культуре, интеллекту, жизненному опыту.
В отечественном литературоведении существует мысль о том, что присутствует глубинная генетическая связь между различными произведениями, которые противопоставляются тому или иному образцу. При этом модернизация художественной формы может быть сопоставлена с цитированием (Б. Томашевский). Обновление приема аналогично, по мнению автора, употреблению цитаты из старого творчества с новым применением.
М. Бахтин в своей статье «Проблема содержания, материала, формы в художественном творчестве», опубликованной в 1924 году, отразил новые постулаты эстетической теории. Он говорил о том, что каждое новое слово в искусстве есть очередная реплика диалога, а именно возможная фактическая творческая точка зрения, которая становится убедительной и аргументированной только в соотнесении с другими существующими точками зрения. Исследователь также считает, что культурная область располагается на границах, проходящих через каждый момент действительности».
Такое утверждение, безусловно, перекликается с трактовкой границ между различными типами культур, описанных в учении Ю. Лотмана о семиосфере.
Концепция Ю. Лотмана
Семиосфера – это синтетическое пространство, представляющее собой условие, необходимую предпосылку для осуществления всех типов коммуникаций и существования языков, а также их практической реализации. Язык же в этом контексте рассматривается как функция, сгусток семиотического пространства.
Речь идет о пространстве, в которое изначально погружены все участники коммуникации и которое обеспечивает работу устройства, состоящего из адресата, адресанта и связывающего их канала.
Лотман выдвигал следующие идеи:
- граница является механизмом перевода текстов чужой семиотики на язык «родной семиотики»;
- граница сопровождается трансформацией «внешнего» во «внутреннее».
В работах Лотмана текст рассматривается не в ключе статичности, а как открытая и динамичная система, которая способна нарастить дополнительные смыслы в результате контакта с другими системами.
Проблема межтекстовых связей может быть рассмотрена как вопрос фрагментарного присутствия одного текста внутри другого в виде упоминания и цитаты.
Несмотря на тот факт, что позиции Ю. Лотмана и М. Бахтина существенно различаются в контексте методологических установок и научных подходов, их выводы относительно межтекстовых связей сходны, а именно, оба автора акцентируют внимание на литературной эволюции, которая возможна в ходе диалога.
Тем самым при использовании термина «постмодернизм» авторы играют «масками» прошлого творческого опыта внутри современного искусства. Эту тенденцию можно охарактеризовать следующим образом:
- всегда сохраняется связь с культурным типом (сознанием, стилем и пр.);
- художественный образ приобретает инновационный смысл.
Интертекстуальность также может выступать отсылкой к другому литературному произведению. Она позволяет сравнить его с некоторыми аспектами творчества авторов. Она провоцирует обсуждения и дискуссии вокруг литературного произведения.
Концепция «смерти автора»
Что касается идеи «смерти автора», то она обобщает структурализм и постструктурализм. В ее контексте трудились И. Фуко, Лакан и пр. Статья «Смерть автора» была издана в 1968 г, многие современники счтали ее свидетельством перехода Барта на позиции постструктурализма.
В общем смысле концепция «смерти автора» восходит к структуралистской теории текстуальности, которая утверждает, что сознание человека полностью растворяется в текстах и текстуальных практиках, вне которых оно существовать не способно.
«Смерть автора» как конкретного носителя специфического своеобразия приписываемого ему традицией авторского слова с точки зрения эпистемного круга представлений постструктуралистского комплекса идей является частным аспектом общефилософской проблемы смерти субъекта.
Таким образом, феномены «смерть автора» и «интертекстуальность» имеют многогранный и уникальный смысл в контексте философии и литературоведения.