Рисунок 1.
Введение в область эстетических категорий
Секрет красоты основывается на секрете жизни. Например, для Г. Гейне (Генрих Гейне - немецкий поэт, публицист и критик) расстаться с жизнью было аналогично расстаться с красотой. Тайна красоты будоражит многие поколения человечества большое количество столетий. История об эстетической красоте высказывает различные суждения и теории. Осталось много древних памятников различных древнейших цивилизаций. В этих памятниках спрятаны тайны мировосприятия и мироощущения древних поколений людей. Если рассуждать об этих памятниках, то можно составить своё философское и эстетическое мнение и возрение. Шумерская цивилизация является одной из самых древних цивилизаций. Уже в $XXV$ веке до н. э. она обладала памятниками письменности. В одном из писании отмечен наипервейший спор в истории человечества по поводу и по сегодняшний день необходимой проблемы эстетики: как взаимодействуют друг с другом категории прекрасного и полезного. В данном источнике описывается эстетическая теория, которая передаёт идею Сократа, по его мнению наиболее полезное — это и есть то самое прекрасное. (Сократ, философ Древней Греции, учение которого - поворотный момент в философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Один из ярких представителей античной философии). Отождествление и столкновение практического для жизни и эстетически прекрасного можно проследить в древней шумерской поэме «Инанна выбирает мужа». Экономическая значимость скотоводства в поэме, его особая полезность определяет большую красоту бога скотоводов и для скотоводов. В данном произведении особенно выделяется видение того, что даже в «неэстетических» сферах можно отыскать эстетическое, то прекрасное, что даёт толчок воодушевлению и происхождению необычного в душе каждого человека. В трактатах древнеегипетской цивилизации, в гимнах к богам, описаниях из жизни фараонов хранится большое количество глубинных теоретических идей о природе искусства и об эстетических свойствах действительности. В гимне Нилу времён Среднего царства красота отождествляется с тем, что она творение жизни, она источник её продолжения и созидания её благ. Именно в этом проявляется та категория прекрасного с точки зрения и сквозь призму эстетических взглядов.
Прекрасное и возвышенное
Прекрасное - это та наделённость и так по своему необычного ещё большей «одухотворённостью», - прекрасным можно сделать даже самое безобразное. Но данная «одухотворённость» такая эстетически крепкая, красиво оформленная, она не тождественна «одухотворённости» от Бога, это понятие более широкое, более широкое его понимание чего-то красивого и прекрасного. Не существует явлений общественно безразличных, не соотнесённых с обществом. И в этом — источник «одухотворённости» и их эстетических свойств. Сделать мир царством красоты — значит одухотворить, очеловечить его. Сфера свободы человека — это то, что называется прекрасное. Прекрасное — познанное, освоенное явление. В эстетически прекрасном нет ничего пугающего, отталкивающего. Человек овладел им и по отношению к нему он свободен. Однако найти прекрасное в обществе наиболее сложно. Здесь рассматриваются судьбы людей, их прекрасные моменты в судьбе каждой личности. И не случайно высшей сферой эстетического освоения мира по законам красоты стало такое общественное явление как искусство. Оно трансформирует все чувства, впечатления, переживания, взгляды и оценки в прекрасное. Чтобы не говорил художник — он говорит это человеку, чтобы вызвать у него эстетическое наслаждение. Бесстрастное, буквальное копирование жизни не приведёт к воссозданию прекрасного. Красота в искусстве достигается творческим воплощением действительности. Прекрасное — это, когда схватывает душу, душу охватывает некий подъём и одухотворение. С такой силой же схватывает душу, когда речь идёт о возвышенном. Возвышенное первоначально рассматривалось не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. Важнейшие духовные источники возвышенного — это необычайные мысли и страсти, красота и красноречивость речи в переплетении с великими мыслями. Данные аспекты могут обратить на себя внимание тем, что возвышенное далеко от мирской суеты, мелочного тщеславия, стремления властвовать над людьми и т. д. В возвышенном Псевдо-Лонгин (имя анонимного греческого писателя $1-3$ веков, автор трактата по эстетике «О возвышенном») видит могучие силы природы, которые проявляют величие и величавость божественного начала, и которые же имеют глубокое философское значение и они же могут послужить источником решения проблемы сути бытия и жизни. Возвышенное может восприниматься как извержение вулкана, который рассредоточил свои массы лавы на огромные расстояния. Также и возвышенное растекается по всему организму с тем наивысшим наслаждением, которое для человека особо важно в моенты сильного напряжения. Всё то, что может вызвать в человеке чувства возвышенного и прекрасного направлено на его расслабления от головы до пяток, от умственных деятельностей до двигательных. В $1757$ г. английский теоретик Э. Бёрк написал «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». Он противопоставлял категории прекрасного и возвышенного. По его мнению, эти две категории настолько различны, что их невозможно даже соединить в одном человеческом «чувствовании» и чувстве. (Эдмунд Бёрк - англо-ирландский деятель политической мысли, публицист эпохи Просвещения, родоначальник идеологии консерватизма). По мнению И. Канта, возвышенное — это гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. (Иммануил Кант — один из известнейших философов Германии, основоположник немецкой классической философии, его можно отнести как к эпохе Просвещения, так и романтизма).
Если прекрасное — это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже свободно владеет, то возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные ещё не освоенные потенциальные силы. Возвышенное в жизни общества — это сверхгигантские технические сооружения, которые созданы именно человеческими руками, мощные социальные движения, первооткрывателем которых выступает не кто иной как человек, творческое созидание, в которое втянуты огромные массы людей. Иными словами, масштабы и мощь этих творений человека таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого исторического процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что возвышенное - сфера несвободы человека, в отличии от прекрасного, что является сферой человеческой свободы.
Трагическое и комическое
Человеческая история пронизана трагедийными событиями. Искусство в своих философических размышлениях о мире определяет тяготение в сторону трагедийной темы. Иными словами, и жизнь, и личность, и история, и общество и художественный процесс многослойно сталкиваются с проблемой трагического. Закономерность трагического в сфере движения событий — переход гибели в воскресение, а в эмоциональной сфере — переход скорби в радость. Трагическая эмоция — сочетание глубокой печали и высокого восторга от всего увиденного или услышанного — отражается в искусстве всех народов. Например, древние корейские сказки «Сим Чен», банту «О семи героях и семи птицах». Древнеиндийская эстетика опиралась на данную закономерность через призму понятия «самсары», что несёт в себе значение круговорота жизни и смерти, где происходит перевоплощение умершего человека в другое живое существо в зависимости от характера прожитой им жизни. Концепция метемпсихоза (посмертного перевоплощения душ) у древних индийцев была связана с идеями эстетического самосовершенствования, восхождение к более прекрасному. Трагедия — философское искусство, которое ставит и решает высшие метафизические проблемы жизни, когда осознаётся смысл бытия, анализируются глобальные проблемы. Каждая эпоха в искусстве вовлекает в сферу трагического. Трагический герой несёт в себе нечто выходящее за рамки индивидуального бытия, он и представитель власти, он и принцип данной власти и характера, он сам является силой, некой демонической силы. Противоположной категорией трагическому является комическое. По мнению немецкого эстетика Жан Поля, комическое всегда обитает не в том, что вызывает смех, а в том, что или кто вызывает смехотворный сюжет или ситуацию. (Жан Поль, немецкий писатель и сентименталист, писал сатирические сочинения также на тему эстетики и публицистические тематики. Псевдоним взял из преклонения перед Жаном Жаком Руссо (французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции). Общество и человек — истинное и настоящее царство комедии, так же как и трагедии. Человек — единственное существо, которое может и смеяться и вызывать смех. По мнению исследователей, комизм можно найти в причудливости минералов, облаков, утёсов, в необычности облика и поведения медведей, обезьян, лис, в странном виде кактусов. Иногда теоретики убедительно говорят, что примером чистого природного комизма являются животные в баснях. Комическое всегда объективная общественная ценность явления. Смех может быть вызван различными явлениями, начиная от щекотки и заканчивая действием горячительных напитков или веселящего газа. Комизм социален своей особенностью предмета и своим характером восприятия. Как известно, смех — это заразительное явление, он подвержен коллективности, при людях он становится более интенсивным.