Эстетика представляет собой систему знаний о свойствах и законах развития явлений действительности и специфике их отражения в человеческом сознании. Эстетика - наука философская, связанная с решением главного вопроса философии - отношение эстетического сознания к действительности.
Предмет и объект эстетики
Эстетическая мысль развивалась на протяжении многих веков. Многие вопросы, которые сегодня служат предметом исследования эстетики, занимали человечество уже давно. Над ними размышляли древние греки, мыслители Египта, Индии и Китая. При этом название науки было введено Баумгартеном в середине $XVIII$ века. До этого момента вопросы эстетики рассматривались в рамках различных философских концепций. Немецкий просветитель Баумгартен выделил эстетику из философии и придал ей статус самостоятельной дисциплины, которая заняла свое место рядом с такими философскими дисциплинами как логика, этика, гносеология.
Предмет эстетики и содержание этого понятия, начиная с $18$ века, постоянно менялись. На современном этапе предметом эстетики являются:
- природа эстетического, включающая общие характеристики, присущие эстетическим объектам действительности;
- природа отражения явлений в человеческом сознании, в его эстетических потребностях, восприятиях, взглядах и теориях;
- природа эстетической деятельности людей, процесс создания эстетических ценностей.
Основной мотив, побуждающий людей на поиски красоты заключается в борьбе, во взаимоотношении между хаосом и порядком, между материальным и духовным. Красота понималась по-разному на различных исторических этапах развития общества. На раннем историческом этапе красота связывалась с мощью, силой и массой. На следующем этапе красота предстает в виде гармонии духа и плоти. В средневековье красота рассматривается как одухотворенность. В период Ренессанса происходит возвышение природного до духовного. В Новое время наблюдается процесс «обуржуазивания» прекрасного, материальность выходит на первый план. На современном этапе развития понимание предмета эстетики связано с новым пафосом духовности красоты, мы как бы возвращаемся к средневековым мотивам.
Объектом эстетики являются природа, человек, а также предметы его труда, в ценностном отношении - их красоты.
Многообразие объектов эстетического отношения и исследования дает начало разным специализированным отраслям эстетики: эстетика окружающей среды, эстетика художественной культуры, техническая эстетика, эстетика профессиональной деятельности.
Эстетическое отношение к миру
Эстетическое отношение представляет собой духовную связь между субъектом и объектом, основанную на незаинтересованном стремлении к объекту и сопровождаемую чувством истинного духовного наслаждения от общения с ним.
Эстетические объекты появляются в процессе общественно-исторической практики. Первоначально это происходит стихийно, а далее в зависимости от складывающихся эстетических чувств, потребностей, представлений. Руководствуясь ими, человек создает предметы по законам эстетической деятельности. Эти предметы несут в себе единство природной и социальной сторон, эстетическую ценность, они способны удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности людей.
Следует отметить, что один и тот же объект в одних отношениях может быть эстетически ценным, а в других – эстетически антиценным. Соответственно эстетическая значимость объектов носит относительный характер. Об этом свидетельствует полярный характер базовых эстетических категорий: прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного.
Проблемы и методология эстетики
Проблемное поле эстетики достаточно широко - это весь мир, рассматриваемый под эстетическим углом зрения. Основные вопросы, решаемые данной наукой:
- природа эстетического, его многообразие,
- принципы эстетического отношения человека к миру,
- сущность, закономерности искусства.
Эстетика выражает эстетические взгляды общества, накладывающие отпечаток на всю материальную и духовную деятельность людей.
Эстетические явления необходимо рассматривать целостно, в их конечном качестве. Именно в этом проявляется единство объективной и субъективной обусловленности эстетических явлений. Реализация данного методологического принципа начинается с поиска генетических корней эстетического явления. Генетическая точка зрения является основным методологическим принципом эстетики, позволяющим учитывать субъектно-объектный характер эстетических явлений.