Э. Фромм – американо-немецкий психолог, гуманистический психоаналитик, автор многочисленных монографий, посвященных этическим и психологическим проблемам человека в современном обществе.
Жизненный путь Э. Фромма
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в ортодоксальной еврейской семье. Его мать и отец происходили из семей потомственных раввинов, и, хотя отец занимался торговлей и предпринимательством, порядки внутри семьи сохранялись самые традиционные. Первичное образование Фромм получил в национальной иудейской школе, после чего поступил Гейдельбергский университет, в котором много времени уделял изучении философии, социологии и психологии.
Интерес к психологической науке определил дальнейшую судьбу Фромма. В начале века наиболее мощным и известным психологическим направлением в Европе вообще и Германии в частности был психоанализ. Фромм закончил Берлинский психоаналитический институт, где познакомился с многими выдающимися психоаналитиками своего времени, после чего открыл частную практику, которую вел до самой старости.
Вместе с тем социальная обстановка в Германии продолжала все более накаляться и после прихода к власти А. Гитлера в 1933 году, Фромм покидает родину, отправляясь сначала в Женеву, а затем в США, где продолжает как практиковать, так и преподавать в различных университетах.
По своим политическим взглядам Фромм тяготеет к социализму, в 1960 году он вступает в Социалистическую партию США, однако активную политическую карьеру не строит. Выступает наблюдателем на конференции по разоружению в Москве в 1962 году.
В 1968 году здоровье Фромма ухудшается, с ним случается первый инфаркт, он прекращает психоаналитическую работу, однако продолжает активно творить и писать, переосмысляя богатый накопленный материал. Умирает Фромм в 1980 году в Швейцарии.
Фромму принадлежит авторство множества психологических книг, которые остаются невероятно популярными не только среди специалистов, но и у широкой публики и по настоящее время. К числу наиболее известных его работ можно отнести:
- «Бегство от свободы»;
- «Искусство любить»;
- «Иметь или быть»;
- «Здоровое общество»;
- «Мужчина и женщина» и т.д.
Бегство от свободы: основные идеи
Хотя Фромм относится к числу психоаналитиков, его нельзя назвать последовательным сторонником Фрейда и его теории. Еще в студенческие годы Фромм отмечает, что стремясь выстроить психоанализ по образцу естественной, строгой науки, как можно ближе к медицине, Фрейд вскрывая анатомию человеческой психики, полностью отказывается от анализа собственно человеческих, социальных феноменов, а также конструирования образцов и идеалов, прежде всего в области этики.
Фромм во многом отдает должное идеям марксизма о влиянии социального бытия на формирование личности, роли общества в становлении ее психологических структур, взглядов, мировоззрения. Вместе с тем, Фромм не пытается отрицать одну из систем в угоду другой, но напротив стремится к их синтезу, такому пониманию взаимоотношения личности и общества, при котором с одной стороны человек не предстает полностью противостоящим обществом, постоянно борющимся между общественным давлением и собственными желаниями с одной стороны, а с другой сохраняет свою самобытность, автономность от общества и его детерминирующего воздействия, предстает действующей личностью субъектом, самостоятельно определяющим свою судьбу.
Эту мысль Фромм раскрывает в своей книге «Бегство от свободы», на примере того, как менялось мировоззрение человека по мере смены социальной реальности от феодализма средневековья, к демократии капиталистического общества, и как получив, казалось бы, безграничную свободу, человек сам отказывается от нее позволяя возникать тоталитарным обществам, подобным тому что установилось в нацистской Германии. Следует отметить, что книга вышла в свет в 1941 году, а Фромм лично был живым свидетелем тех социальных процессов, которые обеспечили политическую победу нацизма в Германии.
Понятие свободы в капиталистическом обществе
Рассматривая феномен свободы Фромм выделяет в нем два аспекта:
- свобода от,
- свобода для.
Свобода от – это негативная свобода, которая связана с освобождением личности, человека от неких внешних ограничений.
Люди, будучи живыми существами, а также социальными животными, постоянно находятся под давлением внешних условий. Долгое время наиболее существенными из них выступали ограничения, накладываемые самой природой на производительность сельского хозяйства, создающие постоянную угрозу голода, а также различные болезни и эпидемии. Человек античного, средневекового мира, эпохи возрождения постоянно находился под гнетом природы, ему все время не хватало сил, ресурсов, для того, чтобы уверенно смотреть в завтрашний день, он находился в борьбе за выживание. От этих ограничений человека освободило развитие науки и технологии, создав общество изобилия товаров и материальных благ, с развитой медициной, образованием, связью и т.д.
Другой род ограничений – социальные, в виде сословной системы организации общества, политического и правового неравенства, которые также были преодолены в ходе революционно-демократических преобразований.
Однако освободившись от внешнего гнета человек оказался лицом с самим собой. Он оказался в одиночестве, в изоляции, предоставленный самому себе. Никто ни феодал, ни бог больше не мог за него решить, что хорошо, а что плохо, где его место и что ему надлежит делать. В этой ситуации для многих людей из-за тревоги, неуверенности, незнания, стало характерно стремление избавиться от излишка свободы, переложить ответственность на некую сильную фигуру, скажем вождя или диктатора, которая примет решение за них. Подобное бегство от свободы и открыло путь для становления тоталитаризма.
Альтернативной выступает свобода для. Свобода для – это творческая, личностная свобода, которая направлена на осознание собственных безграничных возможностей для достижения целей, раскрытия личностного потенциала.