Понятие экзистенциализма
Экзистенциализм, или философия существования – это одно из философских направлений ХХ века, идеи которого были широко распространены в ряде европейских стран, а также в США.
Экзистенциализм является и мировоззренческой ориентацией, и философским направлением, которое часто называют «философия отчаяния», «философия свободы», «философия творчества», «философия индивидуализма».
Принято выделять религиозный и атеистический экзистенциализм. При этом определение атеизма по отношению к экзистенциализму достаточно условное, так как признание, что Бог умер, должно сопровождаться утверждением невозможности и абсурдности жизни без Бога. Также принято выделять экзистенциализм французский, немецкий, русский и пр.
Спектр проблем, которые рассматриваются в экзистенциализме, очень обширный. Жизнь, складывающаяся как судьба, путь, который предполагает вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора самого человека.
Жизни противопоставляется смерть, являющаяся другой экзистенциальной проблемой, не сходящей со страниц философских исследований. Смерть – то, что делает жизнь бессмысленным, либо напротив, придает ей смысл и значение. Смерть пугает и избавляет, она ненавистна и желанна, и означает окончательное исчезновение или новое истинное рождение.
Коммуникация, то есть межличностное общение – это еще одна экзистенциальная проблема, которая тесно взаимодействует с проблематикой добра и зла, моральности и аморальности.
Свобода – еще одна ведущая экзистенциальная тема, рассматривающая человеческие возможности, объективные и субъективные ограничители, которые встречаются у них на пути.
Иными словами, главной проблемой экзистенциализма является бытие человека как неповторимой индивидуальности. В рамках невыносимой хрупкости бытия человек демонстрирует духовную выдержку, он не может быть объективным, и он не может быть превращен в объект манипулирования.
Исторические и духовые предпосылки экзистенциализма
Экзистенциальные проблемы появляются в процессе повседневной жизни каждого человека, в ходе развертывания индивидуального бытия. Повседневный мир, который предлагает растущему человеку достаточно сбалансированный набор стереотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечит полную бесконфликтность развития сознания, не создавая психологическую защиту для души, сохранившей ее от противоречий и ударов.
- Во-первых, в установках обыденного сознания содержится множество противоречащих друг другу утверждений, ставящих человека перед выбором наилучшего решения в конкретной ситуации.
- Во-вторых, жизнь не стоит на месте, она порождает все новые ситуации, не предусмотренные житейской мудростью, характерной переломным эпохам, когда рушатся старые ценности, а новые только начинают вызревать.
- В-третьих, любые морально-психологические выходы, предлагаемые обществом индивиду нельзя принять без собственного личного прочувствования и осмысления.
Повседневная жизнь – это не только привычное и спокойное существование, но и открытия, потрясения, разочарования и восторги. Наиболее сильные впечатления человеческого бытия посещают человека в повседневной жизни.
Экзистенциальная проблематика всегда вызывала интерес философов. В Европе тема человека впервые была поднята Сократом, который занимался исследованием пути к добродетели и возлагал надежды на спасающую роль знания. В яркой и недвусмысленной форме важнейшей экзистенциальной проблемой выступает проблематика счастья. Она была выражена Эпикуром и позже рассматривалась в работах Сенеки и Марка Аврелия.
Средневековой философией экзистенциальные проблемы рассматривались в рамках религиозного христианского мировоззрения. Она характеризовалась религиозно-нравственным поиском, постановкой вопроса богооставленности, греховности, Иисусе и дьяволе, о смысле жизни и смерти, о путях добра и зла.
В эпоху Возрождения тема человека снова рассматривалась с точки зрения радостей и горестей, без учета потустороннего воздействия. Предмет экзистенциального анализа – алчность, глупость, страх и властолюбие. Философы-возрожденцы вместе с тем делают акцент на теме человеческого достоинства, которую забыли авторы последующих поколений.
В Новое время философия надолго отвернулась от индивидуальных экзистенциальных проблем, сосредоточив все свое внимание на поисках идеального научного метода, который даст возможность выйти за пределы повседневного мира, приблизившись к сути вещей, логическим строгим законам, которым мир всегда подчиняется. Наиболее заметные философские работы этого периода - труды Блеза Паскаля, Давида Юма, Ж.-Ж. Руссо.
В XIX веке Л. Фейербах и С. Кьеркегор занимались изучением глубинных внутренних личностных переживаний, ее страхов и надежд, возможных и диаметральных противоположных путей выхода из страхов к любви и гармонии.
В конце 50х годов экзистенциализм получил распространение в США. В Нью-Йорке в 1962 году Брейсах опубликовал книгу «Введение в современный экзистенциализм».
В ХХ веке философы противопоставляли предшествующему столетию, которое получило название «век уверенности», когда, в умах процветали социальные бури, господствовала вера в триумф человеческой мысли, в научный и технический прогресс.
В ХХ веке прошла переоценка ценностей и эта вера надломилась. ХХ век носит название кризисного и тревожного века. В этот период разум был бессилен, а в подсознательных моментах в человеческого поведения господствовал иррационализм.
Иррационализм – это одно из направлений в идеалистической философии, которое берет за основу действительности недоступное для разума и чуждое закономерностям начало, случай и слепую волю, а также отрицает научное логическое познание.
Исторические катаклизмы натолкнули на вывод о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и неустранимом трагизме существования человека. Экзистенциальная философия отвечает запросам выбитого из колеи человека, который смятен перед лицом научного прогресса и великих исторических перемен в современном мире.