Биография философа
Джордано Бруно родился в окрестностях Неаполя в 1548 году, в семье обедневшего дворянина. При рождении он получил имя Филиппо. В десятилетнем возрасте Бруно переезжает к своему дяде в Неаполь, где берет частные уроки у монаха Теофило. Позднее он уходит на учебу в доминиканский монастырь, а после ее окончания становится монахом, а затем и священником. Однако религиозная карьера Бруно оказывается недолгой. Вскорости в его отношении возникают подозрения в ереси, основанные на чтении Бруно запрещенных книг, в том числе произведений гуманистов.
Бруно бежит сначала в Рим, где хочет оправдаться от обвинений, но понимая, что уже не сможет, отправляется в скитания по Европе, отказавшись от монашеских одежд. Бруно находит достаточно длительный приют во Франции, в частности в Париже, где ему покровительствует сам король Генрих III. Бруно ведет преподавательскую деятельность в Сорбонне, однако через некоторое время у него возникают серьезные разногласия с профессорами, из-за чего он вынужден отбыть в Лондон с рекомендательным письмом от короля.
Пребывание Бруно в Англии также оказывается не слишком продолжительным. Он быстро ссорится с профессорским составом Оксфорда, безуспешно пытается пропагандировать идеи Коперника о гелиоцентрической системе мира, однако ни Бэкон, ни Шекспир их не разделяют.
Покинув Британию Бруно какое время скитается по Германии, затем оседает в Праге, где увлекается магией, затем перебирается во Франкфурт-на-Майне, где публикует ряд своих трудов, однако снова оказывается обвиненным в ереси и спешно сбегает.
В 1591 году Бруно принимает приглашение одного венецианского дворянина, который высказывает желание обучаться у него искусству запоминания. Однако вскоре между ними возникают значительные противоречия как на мировоззренческой, так и религиозной почве из-за чего последний пишет ряд доносов на Бруно в инквизицию. После ареста Бруно шесть лет проводит в Риме в заточении, однако не желает отказываться от собственных идей. После заключения по результатам суда Бруно выдвигают восемь обвинений в ереси из которых достоверно известно содержание только одного. Сложно сказать какую роль сыграла в приговоре к сожжению приверженность Бруно гелиоцентрической системе, мнения современных исследователей расходятся от указания ее в качестве главной причины, до утверждения о незначительности данного аспекта.
В 1600 году Бруно сжигают на площади Цветов. Более чем через два века на этом месте ему будет воздвигнут памятник. Хотя католическая церковь и выразила свое сожаление относительно казни Джордано Бруно, она тем не менее считает действия инквизиции верными, а сочинения Бруно оставались внесенными в индекс запрещенных книг вплоть до 1948 года.
К числу основных книг Бруно относят:
- О тенях идей,
- О причине начал и едином,
- О бесконечности вселенной и мирах,
- Два диалога,
- О естественной магии и др.
Космология Бруно
Интересы и сочинения Джордано Бруно весьма разнообразны, в связи с чем в настоящее время остается значительной сложностью определить его основную позицию – была ли она естественно-научной, мистически-религиозной или же философской. Существует два альтернативных взгляда на воззрения Бруно и его учение относительно коперниковой системы:
- герметический,
- естественно-научный.
Сторонники герметической версии опираются на тот факт, что в своих сочинениях Бруно часто делает отсылки к Гермесу Трисмегисту – древнему божеству или легендарному философу, жившему задолго до Пифагора, в сочинениях которого якобы раскрывалась сакральная мудрость. В эпоху Возрождения герметизм также переживал свой ренессанс, как и многие другие античные учения и обладал значительной популярностью, за счет сочетания мистики и магии с логически обоснованным, причинным взглядом на природу. Кроме того, герметизм интегрировал языческие основы своего учения с христианством.
Исходя из герметической версии Бруно переосмыслил положения теории Коперника как мистик, который видел за цифрами и математическими доказательствами более глубокий, сакральный смысл. Благодаря этому Бруно, который сам не являлся естествоиспытателем смог сделать из гелиоцентрической системы такие далеко идущие выводы, как множественность и бесконечность вселенной, существование других звезд аналогичных Солнцу, существование неизвестных в то время тел в солнечной системе, а также об возможности существования иных обитаемых миров, независимых от нашего.
Сторонники естественно-научного подхода в свою очередь полагают, что Бруно был далек от столь существенной мистификации. Они указывают на тот факт, что Джордано всегда приводил исключительно научные аргументы в пользу доказательства движения Земли. Критику Коперника они в свою очередь связывают с неспособностью последнего как отказаться от небесной сферы, так и от других элементов геоцентрической системы, которые прямо противоречат посылкам его теории.
Пантеизм и иные идеи Бруно
Значительное место в философских воззрениях Джордано Бруно играл пантеизм, согласно которому бог хотя и является первопричиной мира, но сам не отделен от него, а напротив растворен в нем. Мир состоит из великого множества монад, которые соединяются и разъединяются между собой меняя свойства и формы. Бог в свою очередь представляет собой монаду монад.
В отличии от более ранних систем Бруно не считает, что монадам требует внешний источник движения, напротив движение является их неотъемлемой характеристикой. Вместе с бесконечностью божественной вселенной, Бруно воспевает бесконечные возможности человека, личности по познанию и освоению этой вселенной.
Помимо философии Бруно уделял большое внимание вопросам развития памяти, посвятив этой теме значительное число своих произведений, в которых он раскрывает актуальные и по настоящее время мнемотехники, связанные с запоминанием через ассоциации и т.д.
Кроме того, Бруно являлся и художественным деятелем, его перу принадлежит череда стихов и пьес обличительного содержания, в которых он высмеивает современные ему нравы католической церкви, а также отображает быт и нравы простого народа Италии.