Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Томас Сэмюэл Кун - американский философ, историк науки

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Томас Сэмюэл Кун - американский философ, историк науки
Определение 1

Т. Кун – американский философ, автор концепции смены научных парадигм и революционного развития научного знания.

Биография Томаса Сэмюэла Куна

Томас Кун родился в 1922 году в Цинциннати, штат Огайо, в еврейской семье. Его отец работал инженером, а мать редактором. Вскоре после рождения Томаса семья переехала в Нью-Йорк. Кун получил школьное образование в престижных учебных заведениях, воспитывавших в своих учениках стремление к независимому и гибкому мышлению. Именно в школе он впервые заинтересовался изучением физики.

Физика оставалась основным интересом Томаса и в Гарварде. В период Второй мировой войны Кун был мобилизован в качестве научного специалиста в Бюро научных исследований и разработок, где занимался радарами. Уже после войны Кун защитил магистерскую диссертацию по физике, после чего в течении трех лет работал младшим научным сотрудником в Гарварде. В это время его особенно сильно заинтересовала история науки, а именно не соответствие между традиционной трактовкой развития научного знания, и теми противоречиями которые сам Кун видел между теориями различных эпох. В следствии этого Томас переключается с физики на философию и уже 1949 году защищает докторскую работу.

Помощь со студенческой работой на тему
Томас Сэмюэл Кун - американский философ, историк науки

Кун покидает Гарвард и начинает преподавать в Принстонском университете сразу на двух кафедрах – философии и истории. В 1962 году он пишет свою главную работу «Структура научных революций» По данной теме мы уже выполнили эссе Т. Кун. Структура научных революций подробнее , которая вызвала огромный интерес. Научное сообщество По данной теме мы уже выполнили реферат Научное сообщество и его структура подробнее приняло труд неоднозначно, многие ученые и философы критиковали тезисы Куна как о смене парадигм, так и о невозможности сравнивать научные теории различных парадигм между собой. Апофеозом обвинений стало предъявление Куну претензий в плагиате.

В 1979 году Кун переходит преподавать в Массачусетский университет, где работает до самой пенсии. В 1994 году у философа обнаруживают рак, а уже через два года он умирает в Кембридже, так и не закончив свое последнее произведение.

Замечание 1

Наследие Т. Куна пользуется огромной популярностью, его «Структура научных революций» является одной из наиболее продаваемых книг. Помимо того, именем Куна была названа премия, присуждаемая научным сообществом США за идеи, противоречащие данным официальной науки.

Список основных трудов Куна:

  • «Коперниканская революция»,
  • «Сущностное напряжение»,
  • «Теория черного тела и квантовая прерывность».

Теория смены парадигм

Философская позиция Куна сформировалась как попытка ответа на те противоречия, которые он видел в доминировавшем на современном ему этапе представлении о развитии науки в историческом процессе. В частности, Кун указывал на то, что физика Аристотеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Аристотеля подробнее рассматривается как предвестник и подготовительный этап формирования ньютоновской физики, в то время как данные теории излагают качественно отличное понимание окружающего мира и его законов (у Аристотеля движение есть внутреннее свойство тела, а у Ньютона следствие воздействия внешней силы).

Подобное несоответствие привело Куна к мысли о том, что наука развивается не постепенно, последовательно приращивая и уточняя знания, а скачкообразно путем смены качественно отличных глобальных картин окружающего мира – парадигм, посредством их ломки через научную революцию. Кун применяет основные законы диалектики к развитию науки, и оно принимает спиралевидный характер, в котором каждый виток состоит из трех сменяющих друг друга этапов:

  • нормальной науки,
  • экстраординарной науки,
  • научной революции.

На первом этапе развитие науки происходит достаточно линейно. Ученые проводят исследования в рамках принятой научным сообществом парадигмы, открывая факты которые укладываются в ее концепцию. При это артефакты – т.е. факты, противоречащие парадигме как правило отметаются. Однако в определенный момент развития число аномалий становится критическим и доминирующая уже не в состоянии объяснить все открываемые явления. Появляются новые теории, конкурирующие как с парадигмой, так и между собой. Данные процессы характеризуют содержание второго этапа.

В ходе дальнейших исследований одна из новых теорий получает наибольшее подтверждение и принимается научным сообществом в качестве новой парадигмы. При этом содержания прошлой парадигмы частично переоценивается и переформатируется в терминах новой парадигмы, а частично входит в нее без остатка. Последние теории представляют собой «ядро» научной парадигмы, которое растет с каждым новым витком.

Позднее под напором критиков Кун сменил термин парадигма, позволявший довольно широкие интерпретации на более точный «дисциплинарная матрица». Это термин обозначает не содержания доминирующей научной теории, а совокупность тех методов, приемов работы, системы оценок качества и надежности получаемых данных, всю ту систему координат в которой происходит рутинная работа ученого в период «нормальной науки». При этом Кун выделял три уровня парадигмы или матрицы:

  • общенаучная парадигма, содержащая универсальные для всей науки схемы вне зависимости от конкретных условий;
  • частная парадигма, используемая в конкретных отраслях научного знания и обладающая соответствующей спецификой;
  • локальная парадигма, представляющая собой практическое воплощение частной парадигмы на реальных условиях и традициях конкретной страны, научной школы и т.д.

Критика философии Куна

Теория смены парадигм оказалась революционной для философского и научного сообщества, что вызвало большое число нападок. Основные претензии были связаны с невозможностью построения в рамках данной теории универсальных принципов истинности/ложности научного знания, позволяющих объективно оценивать и сравнивать научные теории любых эпох. Т.е. Кун в своей философской системе перечеркивал все достижения работы Венского кружка по проблеме демаркации науки.

Поскольку разные парадигмы представляют собой качественно различные системы научного знания, имеющие как разные ориентиры, потребности и критерии истинности, то согласно Куну, сравнивать между собой теории различных парадигм не представляется возможным, т.к. они соответствуют различным моделям мира. Аналогичным образом с точки зрения современной доминирующей парадигмы философы не могут адекватно оценить теории прошлого.

Замечание 2

Вместе с тем, несмотря на обвинения в субъективизме, Кун указывал на тот факт, что сам физический мир на протяжении истории остается одним и тем же, меняется лишь схема его интерпретации.

Более строгая критика теории была связана со слабой проработанностью Куном самого понятия парадигма, а также понятия научного сообщества, которое эту парадигму принимает.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис