Творческая и деятельностная сущность человека
Сущность человека состоит не просто в его жизни в мире, а в его преобразовании, твоорчестве, которое рассматривалось рядом религиозных философов как аналог творческого акта бога, в результате которого появились весь мир и человек. Ответ на вопрос о том, что движет человеком и определяет его существование в мире, можно ответить двояко. С одной стороны, сознание и разум. С другой стороны, при учете двух мировых войн, роста преступности и терроризма - некие иррациональные начала. При этом, неразумное отношение людей проявляется не только в отношении себе подобным, но и в отношении природы, о чем свидетельствует современная экологическая ситуация.
Определение абсолютной детерминанты поведения человека является сложной задачей из-за уникальности каждого индивида. Но можно назвать некоторые возможные из них, вслед за характерными представителями иррационалистической философии. Среди них - воля к жизни (Шопенгауэр), воля к власти (Ницше), неосознаваемые влечения сексуального характера (Фрейд) и так далее.
Таким образом, люди «творят», подчиняясь определенным детерминантам их повседневной активности. Это не означает, что они не обладают сознанием, наоборот, они осознают большее из того, что с ними происходит и их окружает.
Человек неотделим от социума, в нем он развивается, удовлетворяет свои потребности, реализует себя и тем самым изменяет различные элементы и сферы социума. Но чтобы активно действовать, преобразовывать условия социальной жизни в соответствие со своими потребностями, ему необходимо знать законы, действующие в социуме, на основании чего функционируют различные социальные институты, действуют и взаимодействуют социальные группы. Человеку, дабы не испытывать беспомощности, растерянности и страха, необходимо владеть необходимой информацией.
Люди в силу своей природы, своей сущности стремятся к индивидуализму, уникальности, свободе, некоторые даже идут на бунт (Герострат). Но ради того, чтобы быть в обществе, они жертвуют этим, позволяют обществу нивелировать их различия, навязывать им свои нормы и правила.
Именно из-за этого в обществе должна быть идея, объединяющая всех, и такой идеей является гуманизм. Именно он сплачивает людей, побуждает их к единению с другими, поскольку в таком отношении разрешается извечная дилемма «уникальность индивида – общественная солидарность». В практическом гуманизме признание уникальности каждого сочетается с общепризнанными нормами совместного бытия.
Экзистенциалистская трактовка человека как деятельностного и творческого существа
Человек не сводится к природности; так, в экзистенциализме человек– это целостный уникальный микромир, в котором отражается мир объективный, внешний; человек – это постоянно развивающийся, изменяющийся субъект, осуществляющий себя, создающий свою сущность, свободный и несущий ответственность за свои действия в повседневной жизни. Именно человек определяет то, каким является общество; человек определяется через его внутренний мир, переживания, страдания, страсти, эмоции, повседневную жизнь, а, значит, и общество может быть познано лишь через познание субъективных миров индивидов, его составляющих.
По мнению Н. Бердяева, создание Богом человека есть творческий акт, Бог – некая творческая сущность, человек - сущность тварная, однако он может приблизиться к Богу, и подобен Богу в творчестве, в деятельности по реализации своей программы действий, реализации себя, проявлению различных форм активности.
Человек создает не только материальные предметы, которые можно познать эмпирически, но и абстрактные категории: нормы морали, социальные установки, правовые нормы, образцы осуществления той или иной деятельности, которые становятся устойчивыми и приобретают характер социальных институтов.