Антропогенез
Процесс происхождения человека, называемый антропогенезом, и процесс происхождения общества, именуемый в науке социогенезом, на деле представляли собой единое явление в истории нашей планеты. Другими словами, процессы формирования человека и социума шил в тесной взаимосвязи. Формирование человека, проявлявшееся прежде всего в развитии способностей к сознанию и речи, было тесно взаимосвязано с возникновением новых и усложнением имеющихся общественных форм организации жизни индивидов и правил их взаимоотношений. Индивидуальное сознание как феномен психической жизни субъекта формировалось параллельно с сознанием коллективным как феноменом социальной психики, проявления которой разделяются всеми членами общества.
Среди основных концепций антропосоциогенеза обычно выделяют естественно-материалистические, креационистские и уфологические.
- Первые теории исходят из идеи об эволюционном происхождении человека, согласно которой человек есть результат закономерной эволюции животного мира (Ч. Дарвин). Среди факторов формирования человека и общества в данных теориях наибольшее внимание уделяется труду (Ф. Энгельс).
- Креационизм (от лат. Creationis творение) исходит из идеи сотворения мира и человека высшим абсолютом - Богом. Данный подход характерен для большинства религий.
- Наиболее экзотическими представляются нам уфологические концепции, согласно которым человек был занесен на землю внеземными цивилизациями.
Уникальность бытия человека
Формирование человека и общества знаменовало собой отделение человека от природы, которое некоторые философы называют «трагическим разрывом», поскольку получив сознание, человек столкнулся с проблемой осмысления собственной жизни и смерти, поиска духовных оснований собственного существования. Его жизнь, в отличие от животного состояния, стала сопряжена с необходимостью совершать выборы и нести за них ответственность. С другой стороны, сознание – это величайший дар, благодаря которому человек освоил природный мир и достиг физического и материального комфорта. Немецкий философ И. Кант утверждал, что в мире природы человек не свободен, так как подчиняется природной необходимости. В царстве же морали, то есть в обществе, человек может проявлять свободу, выбирая между подчиненностью природной необходимости или соблюдению моральных норм и идеалов.
В социальной философии в XIX веке сформировалось натуралистическое направление, представители которого (наиболее известный Г. Спенсер) распространяли естественнонаучные законы на анализ общества и процессов, в нем происходящих. Крайним вариантом подобного рассмотрения общества был социал-дарвинизм, постулировавший идею о господстве в обществе закона конкурентной борьбы и выживания сильнейшего. Стоит отметить, что данная теория была немаловажным элементом фашистской идеологии.
Но все же общество и природа – это два качественно различных вида реальности. но общество отличается от природы прежде всего тем, что в нем нет столь жесткой определенности и причинно-следственной зависимости (детерминизма). Социуму присущ скорее индетерминизм (отсутствие изначальной определенности, нелинейность, альтернативность и многовариантность развития), что обусловлено прежде всего спецификой основного субъекта социальной жизни – человека, который наделен сознанием и свободой выбора. Поведение человека зачастую непредсказуемо, человек противоречив и неоднозначен. Хорошо эту идею выразил отечественный писатель и философ Ф.М. Достоевский, демонстрируя через художественные образы своих романов, что в человеке сочетаются и добро, и зло, и что абсолютно добрых или абсолютно злых людей не бывает.
Однако общество тесным образом связано с природой, что проявляется прежде всего в том, что развитие общества шло по мере преобразования природы, ее освоения и формирования на этой основе культуры, то есть совокупности всех материальных и духовных достижений человечества. Таким образом, общество развивалось и развивается за счет использования природных ресурсов.