Голландский культуролог Йохан Хейзинга ($1872-1945$) является представителем игровой концепции формирования культуры.
Игра в концепции культуры Хейзинга – это универсальное понятие, которое исторически сохраняется и видоизменяется, тем самым влияя на развитие в целом культуры и общества. При этом Хейзинга настаивает на том, что игра старше культуры.
Что есть культура?
По мнению Хейзинга, культура обладает тремя ключевыми характеристиками:
- Культура обладает равновесием, которое она устанавливает между материальными и духовными ценностями. Культура способна достичь равновесия только лишь на стадии своего расцвета. Период же кризиса характеризуется хаосом и разрозненностью.
- Идеалы культуры должны носить надличностный, императивный характер. Культурные ценности это не прихоть отдельного человека. Хейзинга против излишнего утилитаризма в культуре.
- Культура – это дисциплина человеком своей природы, обуздание желаний и излишних потребностей. Прагматика культуры в основной массе играет роль приспособления к условиям окружающей среды. Здесь культуролог проводит параллель с приспособление животных к существования в условиях дикой природы. Культура должна избегать этого. Ее призвание воспитывать человека.
Понятие игры
Почему игра? Хейзинга считает, что игра является на равнее с разум и трудом, деятельностью базовой характеристикой человеческого бытия. По его мнению, ряд концепций «человек разумный» и «человек умелый» должен быть дополнен концепцией «человек играющий».
Игра издревле присутствовала в жизни человека, наличие же ее в обществе обусловило появление и развитие архаических форм культуры. С помощью игры появился язык, музыка, литература, танец, право, спорт, массовые культурные мероприятия и др.
Хейзинга говорит об убывании «игрового начала» из культуры по мере ее развития. Культуролог говорит об «убывании» игрового начала в культуре по мере ее развития, что происходил постепенно на протяжении второй половины $XVIII – XIX$ вв. В это время игра вытесняется прагматической пользой, поиском удовлетворения личных, утилитарных интересов и потребностей.
Рационализм и прагматизм убили игру, поставив на ее место свободного, лишенного греха и изъянов человека нового времени, свято верящего в объективность законов существования этого мира. На место игры в $XX$ веке ставится производство и труд.
Игра в современном мире теряет свое свободное творческое начало, свою непосредственность, превращаясь в вид спорта, с установками и правилами. Игра становится научно-организованной деятельностью. Человек в большей части случаев превращается в пассивного зрителя, наблюдающего за игрой со стороны. Такое отношение начинает формироваться и к искусству, которое в массе своей начинает ориентироваться не на свободу творчества, а на потребности покупателей, клиентов.
Хейзинга отмечает, что не всякая игра является подлинной, т.е. способной порождать культуру. Для этого игра должна быть благородной. В чем это выражается? «Благородная» игра, в его понимании, против всякого варварства и произвола. В этом смысле она предстает своего рода мифологией, которая дает возможность исследователю и простому человеку глубже понять духовные основы своего существования и бытия культуры в целом.
Кризис современного общества
Хейзинга в своей культурологической концепции касается оценки современного ему общества. Оно им характеризуется как кризисное. Кризис касается практически всех областей общественной жизни.
Причина кризиса в сильной политизации общественной и научной жизни. Наука начинает жить за счет вооружения политиков. С другой стороны, релятивизм науки лишает человека устойчивых мировоззренческих установок.
В искусстве кризис выражается в господстве иррационализма и субъективизма. Особой критике Хейзинга подвергает государство и экономику.
При всем этом, культуролог не предлагает целостной методологии выхода из кризиса, говоря только лишь о том, что человеку нужно вновь вернуться к воспитанию своей личности.