Материализм – это философское учение, согласно которому все бытие состоит исключительно из материи и ее элементов, видов, функций и не содержит никаких идеальных структур.
Специфика философии древней Индии и школы чарвака
Древнеиндийская философия является достаточно специфической, особенно для восприятия западными исследователями. Ее трактаты написаны поэтическим языком и по своей форме напоминают притчи, диалоги, рассказы, гимны, в которых философские размышления переплетаются с мифами и религиозно-мистическими откровениями.
Источниками индийской философской мысли выступает мифо-религиозный эпос – Веды. Четыре священных книги Вед были написаны приблизительно в третьем тысячелетии до н.э. после чего к ним создавались многочисленные книги-комментарии – брахманы, араньяки, упанишады, сутры. По своей сути все философские школы Индии строятся на комментировании Вед, а также более ранних комментариев к Ведам.
Брахманы и араньяки представляют собой предфилософские тексты. В первых преобладают практические рекомендации и социально-этические нормы, которые были обязательны для изучения и соблюдения всеми членами древнеиндийского общества. Араньяки же представляют собой более умозрительные произведения, предназначенные для мудрецов-отшельников и являются переходным мостиком от практических Вед к собственно философским Упанишадам.
Упанишады создаются на протяжении более чем двух тысяч лет, с восьмого века до н.э., вплоть до пятнадцатого века н.э. – это весьма обширная группа философских текстов, в которых религиозные представления Вед и брахманов существенно переоцениваются. В Упанишадах окончательно выкристаллизовываются такие основные понятия индийской философии как колесо сансары – т.е. путь перерождений души из тела в тело, дхарма и карма – божественные законы справедливости и воздаяния, в соответствии с которыми движение души осуществляется вверх или вниз, брахман – как состояние просветленности, объединение души человека с божеством-брахманом как конечная цель сансары и окончание перерождений.
Параллельно с созданием Упанишад происходит формирование классических школ индийской философии, которые можно разделит на две группы:
- ортодоксальные (веданта, миманса, йога, санкхья, ньяя, вайшешика);
- неортодоксальные (чарвака-локаята, джайнизм, буддизм, адживика).
Ортодоксальные школы признают авторитет Вед и в различной степени поддерживают выстраиваемое в них учение. Неортодоксальные строятся на критике ведического учения, однако в действительности за исключением школы чарвака, все они носят такой-же мистико-религиозный характер и разделяют те же идеи и нормы духовного перерождения, соблюдения строгих законов и аскетического образа жизни ради достижения просветления и слияния с неким всевышним идеалом, хотя отрицают конкретно ведических или брахманских богов.
Происхождение названия школы чарвака-локаяты
Чарвака-локаята является уникальной школой в истории индийской философии, в которой не просто критиковались авторитеты или конкретные положения Вед, но отрицалось все мистико-религиозное учение и философская традиция. С этой позиции школа чарвака просуществовала относительно недолго и не оказала значительного влияния на становление индийской философии, с другой стороны, она рассматривается исследователями как пример возникновения основных философских идей и концепций в самых разных культурах.
Название школы имеет несколько трактовок. Само слово локаята используется в Ведах и Упанишадах и обозначает искусство диалога, посредством которого можно доказать абсолютно любое утверждение. С этой позиции локаята аналогична софистике в древней Греции и расшифровывается как народное или обыденное мнение. А чарвака как искусство красиво говорить.
Другая теория рассматривает название чарвака, как насмешливое прозвище, данное школе ее многочисленными противниками. «Чар» - можно перевести как глотать, в связи с чем в названии чарвака содержится указание на призыв мудрецов школы к поглощению пищи и наслаждению, а с другой стороны обозначение чарваки как школы «проглотившей», т.е. пропустившей через себя все Веды.
Наконец, есть теория согласно которой Чарвака это имя легендарного философа, автора Брихаспати-сутр, в которых содержались основы материалистического учения. По другим версиям основателем школы чарвака был сам Брихаспати.
Ряд исследователей полагает, что школы чарвака-локаята как самостоятельной даршан и вовсе не существовала. В пользу данной версии говорит тот факт, что не сохранилось не единого трактата или труда принадлежащего данной школе, а упоминания о ней содержатся в обобщающих работах других даршан – джайнизма, веданты и т.д. Предполагается что к чарваке просто отнесли всех «неудобных» философов – материалистов, скептиков, гедонистов, образовав тем самым синтетическое и не существовавшее учение.
Основные положения чарваки-локаяты
Школа чарвака отрицала все традиционные представления индийской философии о существовании идеального мире, душе и ее переселении, божественных законах и самих божествах, а также необходимости достижения состояния просветления через аскезу и возможные ограничения. Мудрецы школы отрицали авторитет брахманов и всех религиозных ритуалов, призывая отказаться от их исполнения, так как последние нужны лишь для того, чтобы кормить армию «шарлатанов и обманщиков».
Философы чарваки полагали что мир состоит из четырех махабхут или стихий:
- вая – воздух,
- агни – огонь,
- ап – вода,
- кшити – земля.
Соединяясь в нужных пропорциях махабхуты образуют все возможные предметы и объекты мира, в том числе живые. Источником жизни чарваки считали не душу (которой нет), но особые свойства которые образуют появляются в теле при соединении махабхут в определенных пропорциях и которых выходят за рамки свойств самих стихий.
В качестве замены души чарваки выделяли восприятие, чувства и мышление, имеющие исключительно материальный источник – тело человека. После смерти тела умирает и его «душа», т.е. мыслительные процессы.
Чарваки придерживались сенсуалистской традиции полагая что единственное истинное знание человек получает через органы чувств, в то время как любые умозрительные выводы ненадежны и не обоснованы.
Этическая концепция чарваков противостоит всей индийской философии. Они полагают что в мире реальны лишь ощущения удовольствия и неудовольствия, в связи с чем страдания сами по себе не имеют никакого сакрального смысла, и нет причин чтобы добавлять их в свою жизнь посредством правил и ритуалов. Разумный человек должен стремиться к наслаждениям – эстетическим или физическим.