Философская проблематика бытия зарождается от необходимости зафиксировать начальную точку отсчета в момент познания мира. Архимед искал точку опоры, чтобы перевернуть Землю, а античные философы были захвачены поиском единого мирового первоначала, которое поможет разгадать многообразие мира, вещей, явлений, для проникновения в их сущность.
Любая философская система начинает свою деятельность с того, что находится в окружении человека, что расположено в центре его осмысления и созерцания, то, что находится в основе мироздания.
Являясь главной категорией философии, бытие фиксирует фундамент философского осмысления мира. Бытие помогает определять, что являет собой сущее и сущность, концентрируя знания и убеждения человека о мире и его существовании, а так же самого человека и его сознания. Это признание того, что мир существует в сохранности, несмотря на исчезновение вещей, процессов и явлений.
Бытие – основной предмет онтологии
Бытие выступает основным предметом онтологии. Онтология (сущее, учение) подразумевает собой раздел философии, которая занимается познанием бытия, формирует концепции, учения о бытии и о сущем, изучая фундаментальные принципы бытия и категории сущего. В содержание онтологии входят такие категории как существование, реальность, бытие, субстанция, сознание.
В классической онтологии принято выделять такие категории как субстанция, то есть основа всего, сущность и целостность. Для нее характерно сооружение единой онтологической системы, которая будет действовать исходя из принципа: «от общего к частному».
Характеристика бытия
Бытие – это начало, чистое существование, не подразумевающее под собой причину, так как является и началом и причиной себя самого. Таким образом, к качествам бытия относятся самодостаточность, несводимость, не выводимость, стабильность. Гарантия порядка мира – цель бытия. В широком смысле слова «Бытие» представляет собой общее понятие о существовании. Как всеохватывающие понятия – бытие и реальность выступают в данном случае синонимами.
Бытие это все то, что есть- процессы, вещи, отношения между ними. Мифы, сказы, фантазии составляют часть духовной реальности, входящей в состав бытия. Форма бытия и способ ее существования детерминирована фундаментальной структурой мира. Имеются несколько видов бытия – материальное бытие – Земля и идеальное бытие – идея возникновения Земли. Они являются общими родами бытия. Так же можно выделить объективное бытие, которое существует независимо от сознания человека и субъективное бытие, которое будет отличаться внутренней ориентацией человека. Материальное бытие имеет объективное существование. К материальным формам бытия относят природные неорганические (камни, звезды), природные органические (все живое), искусственные (технические системы), социальные формы бытия (индивидуальное и общественное бытие).
Большое количество идеальных форм бытия разделяется на объективно-идеальное (законы сознания) и субъективно-идеальное (мечта о счастье конкретного человека).
Отвечая вызову времени, философы начинают активный поиск начала начал. Основатель Милетской Школы Фалес полагал в основе мира воду. Анаксимандр полагал воздух, а Гераклит – что все есть огонь. Пифагор в процессе поиска начала всего сущего полагал в основу число, которое является определенным соотношением космоса. Представители школы элеатов вместе с Парменидом видели в первоначале Бытие Мира, которое характеризовалось как неземное, единое, неподвижное.
Платон понимал бытие в качестве совокупностей идей, умопостигаемых сущностей, отражением которых является разнообразие вещественного мира. Таким образом, Платон определил рамки бытия и становления, бытия и безначального начала бытия, непостижимой основы, которую он называл благо.
Аристотель привносит в онтологию не менее важные темы: бытие мыслиться как действительность, божественный ум, единство противоположностей. В средние века онтология подстраивалась под теологию, решая ее первостепенные проблемы и задачи. Источником Бытия выступал уже Бог.
Такое разнообразие взглядов на бытие и его природу обуславливается тем, что за ним скрывается проблематика взаимодействия общего и единичного, конечного и бесконечного.