Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Бэкон Ф. трактат «Новый Органон»

Философия Бэкона в контексте эпохи

Эпоха Возрождения – это время радикальных перемен во многих областях культуры, науки, религии. В структуре знаний общества происходят изменения, и роль научного знания, в основном экспериментального естествознания и математики, становится все более важной. «Знание – сила» - это девиз современности.

Возрастающая роль науки меняет общее направление философии. Новая эра требует новой философии – философии Нового времени. Сохранив классические традиции, она приобретает новый характер, высвечивая проблему познания, становясь гносеологическим учением.

Фрэнсис Бэкон – историк, политик и прежде всего великий английский мыслитель и естествоиспытатель, которого можно считать основателем новой философии. Наибольшее внимание Бэкон уделял проблемам науки, познания. Он заложил основы нового направления философской мысли, позже получившего название «философия науки», был первым, кто задумал создать научный метод.

Главным произведением Фрэнсиса Бэкона считается «Новый Органон». В нем он раскрывает свое видение проблем естественной истории, отдельных явлений и природных процессов.

Недостатки обычной логики

Бэкон считал, что настоящая наука не может быть создана только из собственного разума, общепринятая логика «бесполезна для открытия знания». Напротив, она помогает «укреплять и увековечивать иллюзии». Ненадежность знания происходит из-за сомнительности доказательств, которые опираются на силлогистическую форму оправдания идей, состоящих из суждений и концепций. Но, как правило, сами концепции необоснованны, фиктивны и нечетко определены, а потому все, что на них построено, хрупко и ложно. Поэтому в выводах, сделанных на основе вымышленных представлений, больше вреда, чем пользы.

Поиски правды

Фрэнсис Бэкон выделил два способа найти и раскрыть правду:

  • Первый способ – дедукция - «поднимается от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, исходя из этих основ и их непоколебимой истины, обсуждает и открывает средние аксиомы».
  • Второй способ – индукция, метод, основанный на результатах эксперимента. Этот путь, по мнению философа, верен и ведет к «самым общим аксиомам».
«Бэкон Ф. трактат «Новый Органон»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несмотря на то, что «эти два пути начинаются с ощущений и особенностей и заканчиваются в высших сообществах», они неизмеримо различны: один лишь кратко касается опыта и особенностей, другой задерживается на них. Один сразу создает определенные сообщества, но они абстрактны и не нужны, второй «постепенно поднимается к тому, что действительно больше соответствует природе», выступает в качестве основного средства его познания.

Но индукция, в свою очередь, другая. В отличие от индукции, основанной на простом перечислении, согласно Бэкону, индукция действительно дает новые выводы, основанные не столько на наблюдении подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, которые противоречат доказанной позиции. Презрение к так называемым отрицательным авторитетам – основная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

Виды призраков

Бэкон считал, что на пути к познанию истины есть много препятствий, которые он называл идолами или призраками. Они «пленили человеческий дух и глубоко укоренились в нем», и, хотя истина «разрешена и дарована», идолы «снова преградят ей путь» и будут препятствовать ей любым возможным способом. Есть четыре типа этих призраков:

  • «призраки рода»,
  • «призраки пещеры»,
  • «призраки рынка»,
  • «призраки театра».

Призраки рода – это иллюзии, заблуждения, которые присущи самой природе человека и поэтому характерны для всех. Человеческая мысль имеет свои недостатки, поскольку «ее сравнивают с неровным зеркалом, которое, смешивая свою природу с природой вещей, отражает вещи в искаженном и обезображенном виде». Человек склонен интерпретировать природу по аналогии с человеком, что находит выражение в телеологическом приписывании природе конечных целей, которые не характеризуют ее. Здесь проявляется идол рода.

Призраки пещеры – это врожденные ошибки отдельного человека из-за определенных индивидуальных симпатий и предпочтений. Каждый человек верить в правду того, что ему близко. «Человеческий разум, в зависимости от того, как он вписывается в каждого человека, - вещь изменчивая, нестабильная и, так сказать, случайная».

Призраки рынка являются следствием социальной природы человека – общения и использования языка в общении. Эти идолы рождаются «из взаимной связи и сообщества людей». Люди обмениваются словами, но слова «составлены в соответствии с пониманием толпы», и поэтому могут быть оскорблены и недопонимаемы. Они могут иметь разное значение или относиться к несуществующим вещам. «Злые и абсурдные слова удивительно проникают в сознание. Эти слова приводят людей «к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям», мешая познанию истины.

Призраки театра – это ошибочные представления о структуре реальности, приравниваемые одним человеком к другим людям, или ложные мнения, основанные на вере в авторитеты. Сюда входят, в частности, учения различных школ мысли. Все старые школы мысли, всю историю философии Бэкон приравнивает к театру, где перед публикой разыгрываются различные художественные рассказы, «комедии». До сих пор все философские системы представляли не реальный мир, а вымышленный и воображаемый мир. Здесь – «многие принципы и аксиомы науки, которым даны силы благодаря традициям, вере и безрассудству».

Три вида ученых

Бэкон разделил ученых на три группы.

Первая из них – рационалисты, Бэкон сравнивает их с пауками, которые делают паутину из себя, они плетут свою паутину только из индивидуальных знаний, не подтверждая свои идеи и утверждения опытом.

Вторые, которых Бэкон сравнивает с муравьями, собирают и довольствуются только тем, что собрано, затаскивая все на своем пути в свой научный муравейник. Они грубые эмпирики.

Третьих Бэкон сравнил с пчелами, которые извлекают материю из цветов сада и поля, но приспосабливают ее и модифицируют в соответствии со своими способностями.

Истинный философ, как пчела, должен обработать в уме данные опыта и вернуться к окончательным обобщениям. По словам Бэкона, настоящий ученый должен полагаться на опыт и разум.

Дата последнего обновления статьи: 30.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot