Апория – это безвыходное положение, неразрешимое противоречие, философское рассуждение от противного, созданное Зеноном для аргументации положений философии Парменида.
Философское учение школы элеатов
Зенон Элейский был учеником Парменида, основателя Элейской философской школы, располагавшейся в городе Элеи на территории Великой Греции (греческие колонии на Аппенинском полуострове). Центральным вопросов философии элеатов, была разработка учения о бытии, его сущности, свойствах, категориях. Именно в рамках элейской школы были впервые разработаны и употреблены такие понятия как само «бытие» и «онтология».
Представления Парменида и его учеников о бытии резко расходились с другими философскими концепциями того времени, в частности идеями пифагорейцев и натурфилософов милетской школы. Так Парменид приписывает бытию ряд существенных свойств:
- материальность,
- цельность,
- шарообразность,
- вечность,
- неизменность.
С позиции Парменида весь мир – это единое целое. Мир, бытие, представляют собой сферу, и все что есть в этой сфере, является ее неотъемлемой частью.
Парменид отрицает наличие пустоты, небытия, а поскольку пустоты не существует, но нет и границ между отдельными предметами, равно как и самих отдельных предметов – все они являются единым целым с бытием. Более того, Парменид также отрицает деление предметов и бытия на части, по тем же самым причинам. Наконец исходя из того, что бытие едино, в нем нет частей и нет пустоты, Парменид приходит к отрицанию понятия движения и самого понятия времени, ведь если все едино, то с позиции единого бытия в нем ничего не меняется. Также Парменид отрицает понятия «возникновения» и «разрушения», так как ничто не может возникнуть из ничего, равно как и уничтожиться до состояния ничего, тем более что самого «ничего», т.е. пустоты, небытия, не существует.
Парменид критиковал чувственное познание, рассматривая видимую картину мира как ложную, иллюзорную, не соответствующую действительности. Истинное познание с его точки зрения было возможно лишь рациональным путем, через переживания связи с единым миром-бытием. Впрочем, хотя бытие Парменида цельное и неизменное, оно не является застывшим, внутри бытия постоянно происходят метаморфозы, т.е. превращения его вещества в другие состояния, что, однако не меняет ни сущности, ни свойств самого бытия как целого.
Философская деятельность Зенона
Зенон, по свидетельствам других античных мыслителей, был образцом преданного ученика. Он целиком и полностью принял учение Парменида, не изменив и не прибавив к нему ни единой строки, и посвятил свою жизнь доказательству правоты его взглядов. Следует отметить, что парадоксальная картина мира Парменида оспаривалась не только другими философами, но даже и обывателями, из-за ее полной несовместимости с чувственными данными. Данные нападки вынудили Зенона создать такой метод аргументации положений философии Парменида, против которого его противники ничего не смогли бы возразить. Итогом стали знаменитые апории Зенона.
Различные исследователи говорят о разном числе апорий – от 45 до 67, которые в свою очередь делились на различные тематики – против движения, против времени, против деления, против множественности вещей и т.д. Однако в достаточно полном виде до нашего времени сохранилось незначительное число апорий, наиболее знаменитыми из которых являются три:
- «Дихотомия»,
- «Ахилл и черепаха»,
- «Стрела».
В апориях Зенон использует доказательство от противного, т.е. изначально становится на сторону своих соперников, допуская существование движения, времени и т. д., а после подвергает феномен анализу и выявляет имеющиеся в нем неразрешимые противоречия.
Так апории «Дихотомия» и «Ахилл и черепаха» направлены против движения. В апории «Дихотомия» Зенон показывает, что даже если движение существует, то его невозможно было бы начать, ведь для того, чтобы достигнуть некой точки, бегуну нужно преодолеть половину пути, а чтобы сделать это необходимо было бы преодолеть половину полвины, т.е. одну четвертую, но прежде одолеть одну восьмую и т.д. до бесконечности. Т.е. бегун не смог бы начать движения (равно как и закончить его) поскольку перед ним всегда представал бы еще один бесконечно малый отрезок пути. «Ахилл и черепаха» демонстрирует несостоятельность понятия скорости, т.к. быстрый Ахилл неспособен догнать черепаху, поскольку та за каждый отрезок времени уползает от него на бесконечно малый отрезок пространства.
Апория «Стрела» также направлена против времени и движения. Зенон обращает внимание на то, что пока стрела находиться в полете, она в каждый момент времени неподвижна, поскольку занимает пространство, соответствующее ее размеру.
Поиски решения апорий
Апории Зенона стали по истине выдающимся культурным феноменом, споры вокруг которых не утихают по настоящее время. В древности противники элейского учения так и не смогли дать достойного опровержения апориям, так согласно легенде Антисфен дабы их опровергнуть, просто встал и начал ходить по комнате, как бы опровергая слова действием, что, впрочем, с точки зрения иллюзорности чувственного мира у элиатов, нельзя считать сильным аргументом.
Обращение к апориям происходило неоднократно на протяжении всего времени развития философской мысли и в средневековье, и в новое время, и в современности. Зенон затронул в них глубокие, выходящие далеко за рамки античных знаний, представления о сущности времени-пространства, их свойствах. Существует позиция согласно которой апории Зенона остаются неразрешимыми и сейчас.
В тоже время ряд авторов указывает на ошибки в апориях, которые и привели к их неразрешимости. Так в апории «Стрела», Зенон согласно представлением античности вывод парадоксальность времени и движения из того, что стрела не может быть одновременно и в движении, и в покое. В настоящее время, уже известно, что состояние объекта – есть относительная величина, зависящая от точки отсчета. Так для наблюдателя стрела движется, а для самой стрелы она покоится и никакого парадокса здесь нет.
Также Зенон смешивает понятия актуальной и потенциальной бесконечности. Потенциальная бесконечность предполагает, что некое явление, например, время, можно поделить на бесконечное число отрезков, чем активно пользуется человечество для удобства его исчисления. Актуальная бесконечность предполагает, что явление в действительности состоит из бесконечного числа реальных элементов – однако в случае с понятиями пространства-времени - это не так, они обладают протяженностью, но не дискретны, не существует ни атомов времени, ни атомов пространства. Смешение данных понятий также порождает парадоксы «Дихотомии» и «Ахилла».