Анри Бергсон – представитель французской философской мысли первой половины XX века, развивал идеи интуитивизма и философии жизни.
Биография Бергсона
Анри Бергсон родился в Париже в 1859 году в семье композитора Михала Бергсона. Его отец происходил из польских евреев, а мать из ирландских евреев. Вскоре после рождения семья Бергсона уехала на восемь лет в Лондон, где Анри выучил английский язык.
После возвращения в Париж Бергсона отдают в лицей-интернат Фонтейна, где он подолгу не видит своих родителей. В лицее господствуют позитивистские установки, предпочтение отдается изучению естественных наук, в то время как философия рассматривается как метафизическая и спекулятивная дисциплина. В наибольшей степени Бергсона интересует математика, и он делает значительные успехи в ее изучении, преподаватели прочат ему математическую карьеру.
После лицея Анри заканчивает Высшую нормальную школу, после чего начинает заниматься преподавательской деятельностью, сначала в лицее Роллен, а затем в Высшей школе. Бергсона начинает интересовать проблема времени в математике, его сущности. В поисках ответа на этот вопрос Бергсон знакомится с работами Канта, и проникается интересом к философии, который определяет всю его дальнейшую карьеру.
Вскоре он защищает свою работу «Опыт о непосредственных данных сознания» и получает степень доктора философии. В начале века он получает кафедру философии в Колледж де Франс, которую занимает более двадцати лет и оставляет лишь по состоянию здоровья. Параллельно Бергсон читает лекции и за рубежом – в Испании, Англии, США.
Периодически Бергсон подвергался нападкам со стороны националистов за свое еврейское происхождение, однако это не мешало вести ему активную общественную жизнь. Он получает пост президента Академии моральных и политических наук, работает дипломатом в Испании и США, участвует в работе Лиги Наций.
После 1921 года Бергсон полностью отходит от общественной жизни и преподавания из-за болезней и целиком сосредотачивается на философии. Вторая Мировая война стала последним рубежом в его жизни. После капитуляции Франции Бергсон вернул все правительственные награды и отказался от защиты, которую предложило ему французское правительство. Он добровольно зарегистрировался в качестве еврея, отстояв многочасовую очередь, будучи глубоко больным стариком. Через год в 1941 Бергсон умирает от пневмонии.
Основными произведениями мыслителя являются:
- «Материя и память»,
- «Смех»,
- «Творческая эволюция»,
- «Два источника морали и религии».
Философия Бергсона
Вся философия Бергсона проникнута идеями дуализма, а ее исходной точкой является существование двух форм времени:
- линейного времени,
- длительности.
Линейное время представляет собой физико-математическую модель. Это своеобразная прямая, по которой распределяется последовательность событий. В линейном времени каждая его точка, участок эквивалентен и ничем не отличается от другого такого же. Однако эта модель совершенно не отвечает тому представлению времени, которое складывается у человека в процессе жизни.
С точки зрения личности, время не линейно – оно имеет прошлое и будущее, отличающиеся друг от друга, а также момент настоящего. Более того рассматривая Время как элемент реальности можно прийти к выводу, что его вовсе нет, ведь прошлое уже не существует, а будущее еще не наступило, все что есть у человека это ускользающий момент настоящего. Именно это переживание настоящего Бергсон и называет длительностью.
Длительность является одной из главных категорий Бергсона. Ее переживание представляет собой эквивалент человеческого бытия. Длительность личности, равно как и любого живого существа, в отличии от линейного времени, не только отражает некий момент условного настоящего, она включает в себя, в качестве естественных и живых элементов все прошлое человека. Бергсон часто сравнивал длительность и изменения личности, которые и есть жизнь, с катящимся снежным комом, который постоянно прирастает, но при этом сохраняет свое исходное содержимое.
По этой причине человек может двигаться во времени только вперед, он ориентирован на развитие, а источником этого развития является «жизненный порыв», обладающий сознательной, созидательной силой. Жизненный порыв организует, преобразуют живую и неживую материю, сообразно сознательным идеям, требованиям которые содержатся в нем, что позволяет реализовываться сложным органам и организмам, производящим простые функции (глаз – зрение, мозг - психика).
Гносеологический интуитивизм
Бытие наполнено для Бергсона дуалистическим существованием – линейное время и длительность, жизненный порыв и материя, животный и растительный мир, интеллект и инстинкт. Рассматривая человека, как продукт интенций жизненного порыва, Бергсон отмечает, что человеческий интеллект всегда направлен во вне. Рациональное познание ориентировано на материальный мир во всем многообразии его существования, однако будучи способным постигнуть формы материи и закономерности их взаимодействия разум не способен постигнуть их сущность, так как не предназначен для этого.
Раскрытие смысла мира доступно лишь интуитивному познанию. Интуиция, включающая в себя и эмоциональное отношение к предметам, позволяет не только отразить, но и проникнуть в самую их сущность. Кроме того, способности разума и науки ограничивает их практическая ориентированность, в то время как сущностные взаимоотношения лежат за границами практической пользы и применимости.
Познание мира, его сущность, по Бергсону начинается с познания самого себя, наблюдения за собственной изменчивостью, сменой состояний, что позволяет уловить длительность. Лишь наблюдая за собой человек способен прочувствовать действие жизненного порыва, осознать его дальнейшее направление, связанное с творческим ростом и развитием. Достижение такого уровня просветления, согласно Бергсону доступно не всем, что объясняется элитарным характером существования культуры.