Биография Аль-Фараби
Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби (для удобства произношения принято сокращать его имя до аль-Фараби) – философ, математик, теоретик музыки, ученый Востока. Является одним из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби – автор известных комментариев к сочинениям Аристотеля, из-за чего он и получил почетное прозвище «Второй учитель» и Платона. Его труды существенно повлияли на взгляды ибн Сины, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку Западной Европы Средних веков. Ему даже приписывают создание Отрарской библиотеки.
Информация о жизни Фараби крайне скудная. Частично сведения о его жизни – легендарны. Достоверно известны лишь годы смерти философа и его переезда в Дамаск, все остальные даты – крайне приблизительны. Биографами Фараби считают Бейхаки, Кифти, Ибн Аби Усейбия, Ибн Хелликана. Все последующие ученые опирались на биографические сведения, которые сообщались в работах названных выше авторов.
Считают, что родина Фараби – местность Фараб, современный Южный Казахстан, место, где река Арыс впадает в Сырдарью. Первоначальное образование Фараби получил на родине. Есть некоторые сведения о том, что до своего отъезда Фараби посетил Шаше – Ташкент, Самарканд и Бухару, где некоторое время работал и учился.
Продолжил образование Фараби в Багдаде, столице и культурном центре Арабского халифата. Там он изучал различные отрасли науки и языки. Так, он занимался изучением медицины, логики и греческого языка.
Багдад – Мекка для интеллектуалов того периода. Именно в Багдаде работала школа переводчиков, в которой несториане занимались переводом и комментированием произведений Аристотеля, Платона, Галена и Евклида. Параллельно с этим там осваивались и культурные достижения Индии.
Фараби довольно быстро стал известным ученым. В 941 году он перебрался в Дамаск, где и провел остаток жизни, занимаясь научной деятельностью. В Дамаске Фараби завершил начатый им ранее «Трактат о добродетельном городе». Но первые годы жизни в Дамаске для Фараби не были простыми. В литературе есть истории, где говорится, что он работал садовым сторожем, а научную деятельность вел ночами, при свете свечи. Но скоро он нашел покровителя – халебского правителя Сайф ал-Даула Али Хамдани, который помогал передовым людям того периода, в частности поэтам из разных Восточных стран. Но Фараби не стал придворным ученым и переехал в Халеб, а уже оттуда отправился в Дамаск. В 949-950 году Фараби посетил Египет.
Известно две версии смерти Фараби:
- в соответствии с первой, он умер естественной смертью в Дамаске;
- согласно второй – был убит грабителями, когда отправился в Аскалан.
Кроме того, известно, что Фараби похоронили без участия духовенства. Вместе с тем, отдельными мусульманскими авторами Фараби показывается как правоверный мусульманин.
Интеллектуальное наследие Фараби
Аль-Фараби – основоположник арабоязычного перипатетизма, его идеи близки воззрениям Аристотеля и неоплатоников.
В соответствии с учением Фараби, все существующее распределяется по шести ступеням-началам, которые связаны отношениями причины и следствия.
Начала по своему характеру делятся на два вида:
- возможно сущие;
- необходимо сущие.
К возможно сущим началам относят вещи, из сущности которых не следует необходимость их существования. Необходимо сущие начала предполагают, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Для бытия возможно сущего необходима определенная причина. Такой причиной может являться необходимо сущее или единосущее божество, производимое в вечности мир.
Остальным причинам характерна множественность. Из первой причины формируются вторые причины, или небесные тела. Третья причина – космический разум, который неустанно заботится о космосе, как о домашнем животном, стремясь довести его до совершенства. Все другие причины связаны с реальными земными предметами.
Серия социально-этических трактатов Фараби посвящена учению об общественной жизни, в частности, это «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Гражданская политика» и пр. Базируясь на политических этических идеях греческих философов, в первую очередь Платона и Аристотеля, а также используя социальные идеи Древнего Востока, Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.
Во главе добродетельных городов стоят правители-философы, которые одновременно являются и предводителями религиозной общины. В добродетельных городах отмечается стремление достичь истинное счастье, доступное каждому жителю, господствует добро и справедливость, подвергаются осуждению зло и несправедливость. Фараби противопоставлял добродетельным городам невежественные города, властители и жители в которых не представляют себе, что такое истинное счастье, а потому и не стремятся к нему, а уделяют внимание лишь здоровью тела, наслаждениям и богатствам.
В музыковдение Фараби также внес существенный вклад. Основная его работа в этой сфере – «Большая книга о музыке», являющаяся одним из наиболее важных источников информации о музыке Востока и Древней Греции, а также об их музыкальных системах. В этой книге Фараби приводит развернутое определение музыки, раскрывая ее категории, описывая элементы, из которых и строится любое музыкальное произведение.
В вопросах восприятия музыкальных звуков Фараби полностью противоположен пифагорейской школе, которая не признает авторитет слуха в области звуков и принимает за исходную точку рассуждений только вычисления и измерения. Он полагает, что исключительно слуху принадлежит решающее значение для определения звуков, присоединяясь по данному вопросу к гармонической школе Аристоксена.
Фараби также написал «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов».
Кроме всего уже перечисленного авторству Аль-Фараби принадлежит перечень комментариев к работам Евклида и Птолемея. Он же автор «Руководства по геометрическим построениям», «Трактата о достоверном и недостоверном в приговорах звезд» и пр.