Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активность познавательного субъекта

Определение 1

Субъект познания – это отдельное лицо или группа лиц, которые выступают в качестве активной, действующей стороны познавательного процесса, направленного на раскрытие существенных свойств объекта.

Проблема субъекта, объекта познания и субъективности в познании

Проблема познания окружающего мира рассматривается в таком отделе философии как гносеология. И хотя первые гносеологический концепции можно наблюдать уже в античный период, каноническое в настоящее время разделение сторон познавательного процесса на активную, т.е. субъект и пассивную, т.е. объект произошло достаточно поздно лишь в семнадцатом веке. До этого момента не редко встречались учения согласно которым личность, человек лишь пассивно воспринимают ту информацию, которая транслируется от предметов окружающего мира, т.е. активность в процессе познания приписывалась не только человеку, но и бытию.

Введение терминов субъект и объект в гносеологию принадлежит Рене Декарту. Будучи рационалистом, Декарт был уверен, что человеческое мышление является главным и единственным инструментом с помощью которого возможно получение истинного знания, а потому утверждал примат активности в познавательном процессе именно за человеком, который благодаря мышлению способен не только чувственно воспринимать информацию от объектов окружающего мира (которую Декарт считал недостоверным знанием), но также за счет логических операций находить объективные истины и реконструировать из них новые научные знания.

Замечание 1

Таким образом под субъектом понимается в первую очередь человек, либо группа лиц, которые осуществляют познавательную деятельность, т.е. направлены на объект познания.

Определение 2

Объект – это та область реальности, на которую направлено внимание и познавательная деятельность субъекта.

«Активность познавательного субъекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Объект совершенно не обязательно является предметом материального мира, это может быть процесс, социальное или духовное явление. Более того сам по себе объект не вполне соответствует самому реальному предмету, так как представляет собой его абстрактную модель, формируемую в представлении исследователей, при взаимодействии с реальным предметом.

Замечание 2

Внутри объекта принято выделять предмет исследования. Если объект – это часть существующей реальности, то предмет представляет собой какую-либо сторону этого объекта, его конкретное проявление в определенных условиях, на выявление которого и направлено само исследование или познавательная деятельность.

Декарт выделял несколько видов объекта:

  • объекты реального мира,
  • другие субъекты, которые становятся объектами исследования,
  • сам субъект, который выступает в тоже время объектом исследования для себя.

С разграничением субъекта и объекта познания была обозначена также проблема субъективности/объективности получаемого знания. Объективность знания предполагает, что оно детерминировано собственными свойствами и чертами объекта познания, соответствует действительности, а потому является истинным. В свою очередь субъективность предполагает, что на получение знания – как результата познавательной деятельности, оказали существенное влияние собственные особенности субъекта. К числу таких можно отнести как личностно-психологические особенности, мотивационные эффекты (отбор данных под гипотезу), а также биологические особенности человека (ограничения в восприятии форм материи, пространственно-временного континуума и т.д.). С точки зрения классической концепции истины субъективный характер полученных знаний делает их ограниченно достоверными, либо недостоверными.

Пути познавательной активности субъекта

Утвердив субъект в качестве источника и активной стороны познавательного процесса Декарт также рассмотрел вопрос и о самих путях познания. В философии традиционно конкурируют между собой две основных методологических позиции:

  • рационализм,
  • эмпиризм.

Декарт придерживался рационалистических взглядов. Рационалисты исходят из посылки, что чувственное восприятие мира – недостоверно, а значит истинное знание может быть получено лишь благодаря разуму. Путь получения такого знания Декарт видел в размышлениях, построенных по законам дедуктивной логики, т.е. перехода от общего к частному. Результатом такого разложения, должны были стать самоочевидные истины, после нахождения которых начинался обратный процесс индуктивного синтеза знания – от выявленных посылок к общему представлению.

Чтобы объяснить прирост нового знания, которое возникает не из чувственного источника Декарт развивал идею о врожденных знания, т.е. таких которые присущи человеку изначально, однако требуют определенных умственных усилий для их осознания. Размышления над чувственным познанием по Декарту играет роль пускового крючка мыслительной деятельности.

Противоположной позиции придерживались эмпиристы, представленные в данный период Беконом, Локком, Гоббсом. Исходной посылкой для них является то утверждение, что источник знания лежит в чувственных ощущениях. Однако, как и Декарт, они указывали, что слепо доверять сенсорному познанию нельзя, для его преобразования в истинное знание необходимой является категория опыта. Опыт с одной стороны представляет собой систему знаний и представлений индивида, с которой соотносится новые чувственные ощущения, а с другой стороны опыт – это целенаправленное испытание, направленное на изучение внешнего объекта.

Благодаря чувственному познанию человек получает единицы опыта, которые затем суммируются между собой согласно закономерностям индуктивной логики и позволяют делает обширные выводы о всеобщих закономерностях и свойствах веществ. Хотя эмпиристы и отрицают роль разума как источника знания, они отводят ему значительную роль, связанную с анализом и синтезом опыта.

Наука как форма познавательной активности

Высшей формой активности познавательного субъекта выступает наука. При этом наука может пониматься одновременно в целом ряде значений:

  • как формализованная и методологически структурированная система познавательной деятельности человека и человечества,
  • как результат этой деятельности в виде суммы научных знаний,
  • как социальная структура, осуществляющая познавательную, учебную, просветительскую деятельность – социальный институт науки.

Развитие науки имеет длительную историю, от периода античности в котором научное знание было представлено лишь математикой, до современности, в которой наука широко дифференцирована и пронизана интегративными связями, позволяющими развиваться смежным направлениям, таким как кибернетика, синергетика, нейропсихология и многим другим.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot