Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Абхинавагупта, индийский философ

Приблизительные годы жизни Абхинавагу́пта 950-1020 года. Абхинавагупта за свою жизнь стал известным индийским религиозным философом, мистиком, логиком, богословом и автором работ по эстетике. Так же он считается ярким представителем кашмирского шиваизма, в особенности его недуалистического направления. Помимо того, он занимался музыкой, писал стихи, пьесы, толковал древние тексты. В свое время он сильно повлиял на индийскую культуру.

Семья

Родился Абхинавагупта в Кашмире в семье ученых и мистиков. Про свое рождение говорил, что был «зачат йогиней от йога йогическим способом». В Кашмирском шиваизме говорят, что он являлся аватарой Бхайравы и обладал особенным духовным и интеллектуальным уровнем.

Родители Абхинавагупты были из благородных семей брахманов, преданно служили Богу и обладали высокой степенью учёности. Его мать звали Вимала, а умерла она, когда Абхинавагупте было два года. Смерть матери привела к тому, что он стал отрешённым от мира и сосредоточился на духовном. Его отец Нарасимхагупта после смерти жены стал вести аскетический образ жизни и воспитывал троих детей. Отец – это первый учитель Абхинавагупты. Он учил его грамматике, логике и литературе.

Брат Манората – ревностный приверженец Шивы. Сестра Амба служила божеству после смерти своего мужа. Его двоюродный брат Карна проникся идеями шиваизма и познал их суть. У Карны и его жены Амбы родился сын Йогишваридатта. Значение его имени – человек, который добился больших успехов в йоге.

У Абхинавагупта был ученик Рамадеву, который был искренне предан духовным исследованиям и своему учителю. Абхинавагупта часто жил в пригородном поместье Мандры, который был приверженцем знания. Мандра и его тётя Ваташика заботились о Абхинавагупте. Однажды Ваташика помогла Абхинавагупте решить денежный вопрос, для того чтобы он смог заниматься своей работой спокойно. Абхинавагупта всегда был благодарен своему окружению, ведь именно благодаря ему он смог завершить свое грандиозное произведение «Тантралока».

Биография

Абхинавагупта на протяжении 15 лет изучал философию и искусство. За время своей жизни он издал более 35 законченных работ. Самой известной работой считается «Тантралока» - это энциклопедический трактат о всех философских и практических аспектах учения. Данный труд более известен под названием «Кашмирский шиваизм, Трика и Каула. Внёс важный вклад в эстетическую философию, путем разъяснения комментариев Абхинавабхараты к «Натьяшастре» Бхараты муни.

«Абхинавагупта, индийский философ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Его имя не было его исконным именем, а являлся титулом, Значение имени - компетентность и авторитетность. Яйарат проанализировал имя Абхинавагупта и считает, что значение его имени - бдительный, призванный присутствовать всюду, и защищенный похвалами. Так же он говорил, что Абхинавагупта обладает всеми шестью качествами, которые требуются для достижения высочайшего мистического опыта в шайктопайе, Раньеро Гноли при переводе «Тантралоки» на европейский язык, упоминает, что у имени Абхинавагупта есть еще одно значение – новый.

Работы Абхинавагупты содержат равновесие между ветвями триады Трика:

  • ихча (воля),
  • гьяна (знание),
  • крийя (действие).

Уравновешенность проявлялась в его религиозных гимнах, философских работах, в описании методов, относящихся к йоге. Он организовал в более последовательную форму философское знание. Для этого он использовал все доступные источники своего времени.

Замечание 1

Современные ученые характеризовали Абхиванагупту как выдающегося философа и святого, основоположника развития кашмирского шиваизма и блестящего реализатора йогических практик.

Творчество

Творчество Абхинавагупты подразделяется на три периода. Первый - тантристский - посвященный обобщению ритуальной практики кашмирского шиваизма. Второй - Абхинавагупта писал работы по эстетике и поэтике. Третий - работы по философии, в которых он стремился найти взаимодействие между двумя философскими школами кашмирского шиваизма — школой спанда и школой пратьябхиджня.

Абхинавагупта в основу своего учения заложил представление о союзе двух аспектов одной и той же нераздельной сущности. Данные сущности были персонифицированы в два образа. Первый образ Шивы и второй - его возлюбленной Шакти. Таким образом, Шива представляет собой ясный, незамутненный свет созерцания, а Шакти обозначает динамический, активный аспект рефлексий, ее интенциональность, направленность вовне (вимарша). Обе стороны сознания находятся в постоянном движении, в соответствии с которым двигается вселенная. Деятельное движение Шакти проявляется в виде фонической энергии Высшей Речи. Каждое появление мира берет свое начало с возобновления алфавита и с восстановления священных текстов. Такое сознание находит свое проявление в каждом живом существе. Если адепт чувствует внутри себя эту природу, то к нему приходит мистическое озарение и узнавание самого себя как верховного Господа.

Эта же концепция нашла свое отражение и в теории эстетики Абхинавагупты. По его мнению, художник и зритель, поэт и слушатель равны в своем творческом усилии, ведь “узнавание”, приносит эстетическое наслаждение, возможно потому, что изначально в их души закладывается одна и та же сущность. Абхинавагупта представляя эстетическое наслаждение, сближается не столько с идеей удовольствия, сколько с онтологической страстью. Во время этой страсти у адепта происходит очищение от забот и ему открывается истинная природа мира.

Дата последнего обновления статьи: 22.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot