Категории этики – это центральные понятия этической науки, которые отражают сущность морали в наиболее полном объеме.
Основные этические категории
Категории этики не являются исключительно теоретическими конструкциями. Они образуют формальный теоретический аппарат. Он может стихийно формироваться в сознании общества. Например, категория справедливости, содержание которой толковал, еще Аристотель имеется в сознании каждого конкретного человека, социальной группы и общества.
Несмотря на то, что существует весьма большое количество подходов к определению системы этических категорий, в них можно выделить ряд общепринятых, важнейших во всех отношениях концептов.
К основным этическим категориям относят:
- добро и зло;
- благо и справедливость;
- совесть и долг;
- ответственность;
- достоинство и честь.
Также к категориям этики относят смысл жизни, счастье и др.
Добро и зло
Что касается добра и зла, то они представляют собой максимально общие формы моральной оценки, которые объединяют весь спектр положительного нравственного значения и безнравственного оттенка сущего. Добро противопоставляется злу. Со времен древности добро и зло толковалось как сила, которая господствовала над миром и природой. Добро и зло приравнивалось как безличностным категориям.
С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.
Зло является категорией этики, которая по своему содержанию противопоставляется добру и выражает обобщенные представления о безнравственном, противоречивом феномене, который отрицает мораль и заслуживает всестороннего осуждения.
Существует моральное и социальное зло, которое трактуется по-разному. Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
По мнению Канта, зло является следствием неизбежности человеческого существования и следствием чувственной природы людей. Многие французские просветители трактовали зло как результат отсутствия у людей понимания подлинной природы вещей. Марксисты описывали зло, как антагонистическое общественное устройство.
Часто вместе с понятием добра в этике оценивают понятие благо. Обыватели говорят о благе, как о всем том, что способствует развитию человеческой жизни и служит средством удовлетворения нравственных и моральных потребностей. Благо может быть природным и духовным. Но категория полезности не всегда напрямую совпадает с благом. Примером может служить искусство, которое лишено утилитарной пользы или излишнее развитие промышленности, которое загрязняет окружающую среду. Добро можно признать разновидностью духовного блага.
Справедливость
Справедливость, как этическая категория воспринимается в различных аспектах:
- моральном;
- политическом;
- правовом.
Справедливость в этике означает такое положение вещей, которое принимается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из возможности признания равенства между людьми и необходимости воздаяния за добро и зло.
Впервые разновидности справедливости были выделены Аристотелем. Он разграничил уравнительную справедливость и распределительную пропорциональную справедливость. Следует отметить, что эти аспекты справедливости сохраняют свою значимость и в современном мире. Антиподом справедливости является несправедливость. Она возникает там, где человек принижен и его права, а также достоинства не обеспечиваются должным образом. Справедливость является главной этической категорией для юристов и пронизывает все демократическое общество.
Совесть и долг, достоинство и честь
Долг представляет собой этическую категорию, которая означает отношение личности к обществу и другим людям. Долг бывает социальным, патриотическим, воинским и пр. Многие профессионалы (судьи, следователи, прокуроры могут выполнять свою деятельность только в случае развитого чувства долга.
Что касается совести, то ее называют обратной стороной долга. Совесть описывают, как чувство самооценки и переживания, интимно – личностной регуляции поведения людей.
Совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми.
Роль совести очень важна в том случае, если человек находится на стадии морального выбора. При этом внешний контроль значительно затруднен.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Вопрос о нравственной ответственности весьма многогранен, поскольку при определении ее границ учитывается способность человека выполнять нравственные обязанности, предписанные ему социальным статусом или ролью.
Ответственность подразумевает отчет человека в собственных действиях, поступках и их воздействии на других людей. Ответственность имеет философско-социологические основы.
Что касается чести и достоинства, то эти категории также определяются неоднозначно.
Достоинство – это этическая категория, которая означает моральное отношение личности к самому себе и со стороны общества к нему. Достоинство основывается на признании высшей ценности личности.
Достоинство является формой самосознания и самоконтроля. Человек не будет совершать определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство выражает ответственность человека за собственное поведение перед самим собой. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.
Все вышеописанные этические категории являются важнейшими концептам, которые определяют жизнь человека.