Этика – это важная часть философии, предметом изучения которой является мораль.
Общие сведения
Мораль присутствует во всех сферах жизни, в отношении человека к окружающей среде, к самому себе, к природе и животным. Этика имеет теснейшую связь с науками о человеке, а именно, с:
- психологией;
- культурологией;
- историей;
- педагогикой.
Античная этика
Первых античных философов волновали такие нравственные проблемы как:
- поиск счастья и смысла жизни;
- соотношение долга и совести;
- суть добра и зла.
В своем развитии этика прошла несколько этапов.
Родоначальником этического учения считают Аристотеля, который дал ему название, а также написал большое количество важнейших трактатов на эту тему:
- Никомахова этика;
- Большая этика;
- Эвдемова этика.
Для Аристотеля этика является «наукой о добродетели». Задачей этики является определение сути добродетели и ее воспитание внутри человеческой души. В данной связи традиционная этика Аристотеля имела практическую направленность и воспитательную составляющую.
Этика была особенно важна для античной философии.
Например, стоики разделяли философию на три раздела:
- метафизику;
- логику;
- этику.
Этику считали рациональным мышлением о человеческих ценностях. В связи с этим нравственные ценности и стали основными категориями этики.
Категории этики – это ключевые понятия этической науки, которые отражают сущность морали в наиболее полном объеме, и позволяют дифференцировать многие понятия.
Внутри античной этики также выделяли несколько этапов развития: предэтику, античное просвещение и высокую классику.
Предэтика представляла собой зачаточный период развития данной области знания, во время которого появилась проблема «падения нравов» и «нравственной деградации». В это время ставились вопросы о жизни и судьбе человека. К этому периоду относят труды таких философов, как Анаксимандра, Гераклита, Пифагора.
Этическое просвещение, во время которого трудились софисты и Сократ, отличалось верой в силу образования и исключительную роль знаний в жизни общества. Несмотря на расхождения во мнениях, софисты и Сократ поставили нравственные проблемы как задачи, которые станут перспективными в контексте развития этики.
Софисты акцентировали свое внимание на задачах нравственного воспитания и утверждали об их зависимости от культуры. Сократ осуществлял поиск абсолютного знания, и пытался определить наиболее общие понятия в жизни человека: красоту, любовь, истину.
Можно сказать, что софисты положили начало возникновению этического мышления.
Этическое мышление – это мышление о нравственном благе (добре) и зле и об осуществлении этих этических начал в поведении человека. Как человек распоряжается своей свободой, в чем состоит правильный Путь Поведения и каковы условия, содействующие вступлению на него - таковы некоторые темы данного типа мышления.
Перед софистами встала проблема сопоставления многообразия обычаев и нравов различных народов. Сократ утверждал, что их регулирует разум, он является высшей ценностью для всех.
Средневековая этика
Существенно изменилось этическое мышление в Средние века. В этот период пересеклись античная философия и христианская религия. В основу христианской этики лег авторитет церкви. Все центральные проблемы вращались вокруг концепта добра и зла, они связаны с иерархией ценностей. Высшей ценностью называли Бога. Человек без его помощи не сможет определить, что отнести к добру, а что ко злу. Бог есть создатель и нравственный учитель мира.
С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.
Этика Нового времени
Что касается этики Нового времени, то она позволяет отказаться от идеи трансцендентности морали, которая считала, что ее источник находится вне мира. Этика Нового времени позволила вернуться к идее человеческой рациональности как основе нравственности. В данный период можно отметить таких ученых как Р. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозу, Д. Юма.
В это время высшим достижением стала этика Канта, который смог установить, что «в морали человек подчиняется собственному, но тем не менее общему законодательству». Такой подход к окружающему миру лег в основу формирования либерального права.
Смена предмета этики также произошла в XIX веке в трудах А. Шопенгауэра. Он обратил внимание на мотивы человеческого поведения. В таком направлении работали Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм.
В начале XX века возникла метаэтика.
Метаэтика – это область исследований, объектом которых является нормативная этика. Метаэтика осуществляет логико-лингвистический анализ нормативно-этического, морального рассуждения на предмет его непротиворечивости, обоснованности, терминологической точности и т.д.
Метаэтика отказывается от нормативных притязаний, перестала учить людей, как жить, но обнаружила такие качества моральных норм, как эмотивность, императивность, прескриптивность.
В начале XX века возникает новое направление в науке – социология морали, которая происходит из протестантской этики. Она рассматривает конкретные этические проблемы, связанные с уточнением роли моральных факторов внутри реальных социальных процессов.
При этом М. Вебер заложил новую методологическую парадигму, выраженную в рассмотрении этических компонентов социальных систем, обосновал роль этики и культуры и их значения для экономического развития и общего социального становления.
Вебер доказал, что существенным и исключительным компонентом модернизации и индустриализации западного общества стала протестантская этика. Также автор выявил тесную связь социального и экономического развития с особенностями хозяйственной этики, а также менталитета и образа жизни социальных групп.