Кодекс деловой этики – это комплекс этических норм, которыми руководствуются все сотрудники той или иной организации в процессе выполнении своих должностных обязанностей.
Сущность и назначение Кодекса деловой этики
Кодекс деловой этики позволяет:
- снизить количество противоречий и увеличить степень уверенности в правильности решений каждого сотрудника;
- повысить степени эффективность системы корпоративного управления;
- увеличить эффективность взаимодействия с подрядчиками и заказчиками, а также другими лицами, с которыми контактирует организация;
- предотвратить некоторые судебные разбирательства.
Кодексы деловой этики разрабатываются в соответствии с положениями действующего в государстве законодательства. Организация принимает положения кодекса этики как руководство во взаимоотношениях со всеми участниками бизнеса, в процессе принятия деловых решений как важнейших внутри повседневных ситуаций и неординарных происшествий в процессе работы компании.
Фактически все существующие компании имеют свои Кодексы деловой этики - внутренние документы, которые регламентируют поведение специалистов. Кодекс деловой этики содержит в себе определённый перечень этических норм. Эти этические нормы создают своего рода поведенческий каркас и дают возможность определить нормы взаимодействия в той или иной ситуации.
Этические нормы в деловой сфере – это синтетическое единство правил поведения граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в различных экономических сферах, направленную на удовлетворение рыночных потребностей, конкретных людей, государства и общества.
Объем кодекса деловой этики, принятого в организации, как правило составляет не более 40 страниц. Корпоративная этика при этом становится важнейшим разделом подобного документа. В таком кодексе описаны модели поведения, стили общения, даже способы решения конфликтных ситуаций.
Этические проблемы внутри деловой сферы часто возникают во взаимоотношениях производителей и потребителей, а также сотрудников и начальства. Такие отношения неизбежно оказывают влияние на уровень предпринимательского успеха и конечной прибыли.
Базовые этические категории, которые входят в состав любого кодекса, могут быть представлены:
- верностью слову и стремлением не подводить коллег;
- моральной ответственностью за несоблюдение прав потребителей, а также профессионалов бизнес – сферы;
Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки.
Из Кодекса деловой этики сотрудники узнают, каким образом они должны вести себя в компании. Такой документ существенно сокращает время на стандартные процедуры принятия решений при часто повторяющихся ситуациях.
Кодекс деловой этики и деловой этикет
Кодекс деловой этики также дает возможность улучшить процесс взаимодействия между отделами организации и быстрее достичь коллективного результата, сформировать общий корпоративный язык и сформировать правильный имидж компании.
Подходы к реализации корпоративного кодекса могут быть совершенно различными. Необходимо понимать, что организация – «живой организм», поэтому нормы кодексов деловой этики можно адаптировать под конкретную специфику деятельности организации внутри различных сфер.
Деловой этикет обуславливает уникальность культуры деловых отношений. Он включает в себя правила, обычаи поведения в заранее определенных ситуациях, в которых господствует здравый смысл, рациональность и полезность. Кроме того, он дает защищенность участникам совместной деятельности и прибавляет им уверенности в собственных силах.
Деловой этикет входит в базовые основы бизнес - сферы, поэтому человек, который не освоил их будет применять в своей работе так называемые неправильные поведенческие концепты, а именно «нечестность», «стремление к наживе». Ответственный участник деловых отношений, скорее, понесет убыток, нежели нарушит нормы кодекса деловой этики, нормы бизнес - взаимодействия. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить ее удается не всегда.
Создание Кодекса деловой этики
Кодекс деловой этики не возникает спонтанно, его формирование требует ответственности и внимательности. Среди принципов, которые важны для формирования Кодекса деловой этики можно выделить принципы:
- ответственности;
- свободы от внешнего и внутреннего влияния;
- стабильности законодательства,
- ненавязчивой пропаганды морали.
Ответственность – это особое соотношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.
В кодексах деловой этики отдельное место занимает управленческая этика, которая в реальности претерпевает существенные изменения и метаморфозы. В настоящее время в тень ушли такие ценности, как иерархия, послушание, власть, карьера, централизация. Чтобы переломить подобную тенденцию руководителям необходимо четко и ясно формулировать правила и требования, оценивать уровень конфликтности собственного персонала, внимательно слушать претензии сотрудников и потребителей.
Таким образом, Кодекс деловой этики позволяет создать прочный фундамент для развития базиса любой сферы предпринимательства и помогает ему повысить компетентности сотрудников организации в сфере бизнес-взаимодействия.
Поскольку руководитель может оказывать сильное воздействие на подчиненных, только если они убеждены в обширности и ценности его знаний, компетентности, совершенно очевидно и очень важно, чтобы он сам соблюдал нормы Кодекса деловой этики.