Общие сведения
Добро и зло – это центральные категории этики, характеризующие моральное сознание.
Именно через призму данных понятий можно оценить поступки любого человека.
Добро является центральным понятием морали, которое может объединить всю совокупность положительных норм и требований нравственности. Добро выступает как идеал. Также добро может рассматриваться как нравственная цель и выступать в качестве основополагающих мотивов поступков.
Также добро можно рассматривать в качестве добродетели. Многозначность определения добра вытекает из самой сути нравственности, которая, так или иначе, проникает во все сферы жизнедеятельности человека.
В этике зло противопоставляются добру. Категория зла воспринимается как обобщенное представление о безнравственности, о том, что заслуживает осуждения или порицания.
Примером могут служить отношения между людьми. Если человека не воспринимают как личность, а извлекают из общения личную выгоду, то это «зло» называют корыстью. Злом могут называть все антинравственные понятия, а именно обман, жестокость и подлость. По мнению Канта, зло является следствием неизбежности человеческого существования и следствием чувственной природы людей. Многие французские просветители трактовали зло как результат отсутствия у людей понимания подлинной природы вещей. Марксисты описывали зло, как антагонистическое общественное устройство.
Зло может быть социальным и моральным. Моральное зло, по – мнению некоторых ученых, приравнивается к отрицательным поступкам людей.
С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.
Действовать согласно морали – значит выбирать между добром и злом. Сознательный выбор может быть осуществим человеком только в том случае, если он понимает, что такое добро и что такое зло. В то же время нельзя полностью утверждать, что добро есть нечто абсолютное, добро и зло, как этические категории взаимосвязаны между собой.
Представления о добре и зле в различных этических учениях
Моральная жизнь человека в большинстве случаев противоречива, она заключается в противоборстве стремлений. С одной стороны человек стремиться удовлетворять свои желания, а с другой имеет ряд нравственных ориентиров, которые характеризуют его ответственность перед другими людьми. При этом формируются различные типы понимания природы Добра и Зла, которые отвечают тем или иным общественным запросам, а также дают возможность сформировать устойчивое отношение к моральным нормам, как к данности.
С течением истории существовали разнообразные соотношения добра и зла.
Например, этика гедонизма утверждает, что добро есть путь к удовольствию, то, что приятно. Поэтому страдание, неудовольствие, а также горе есть зло. Но при этом сразу можно возразить, что содержание наслаждения зависит не только от эпохи, но и от возраста человека, а также той среды, в которой он растет и развивается. Поэтому объективно, положительные и отрицательные эмоции не могут нести в себе добра и зла.
Этика утилитаризма говорит о том, что добро полезно индивиду, а зло – вредно для него. Но многие люди не делают того, что им полезно.
Релятивистская этика утверждает, что различия между добром и злом не закладываются в природе, а существуют исключительно во мнениях людей. Но из данной точки зрения следует утверждение о том, что моральных мнений существует столько, сколько имеется народов и лиц.
Главным недостатком такой теории считают тот факт, что нельзя выделить общечеловеческое сознание морали. Многие современные теории считают, что определить добро и зло фактически невозможно. Об этом говорит интуитивизм.
Интуитивизм – это направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях.
Экзистенциализм, в свою очередь, говорит о том, что добро полностью зависит от личного замысла индивида.
Экзистенциализм – это направление в философии, основой которого является убеждение в человеческом превосходстве над природными данными. Иными словами, это превознесение души и интеллекта.
Необходимо отметить, что с религиозной трактовкой добра и зла перекликается учение объективного идеализма. Оно говорит о следующих тенденциях:
- добро имеет совершенную автономность;
- добро не зависит от эмпирического мира.
Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла выводят из наслаждения и счастья. Добрые поступки ведут к счастью и наслаждению, злые же порождают страдания и несчастье.
Достижение добра вызывает обычно приятные переживания, известное удовольствие.
В рамках любого этического учения добро является тем, к чему стремятся во имя общественного благополучия. Но при этом можно отметить, что именно во имя благополучия совершались также и самые жестокие и аморальные действия.
Наряду с добром существуют также:
- альтруизм;
- солидарность.
Альтруизм – это нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму.
Эти моральные ценности способствуют стабилизации общества. Но при этом высшие моральные ценности, а именно добро необходимо рассматривать не как средство, а как цель человеческого существования.
Важно формировать в обществе не только правильный образ Добра, но и освобождать жизненное пространство от Зла. Представление о Добре и Зле перекликается с объективным идеализмом.
Представления о Добре и Зле формируются не только в рассудочной деятельности, но и в работе чувств в ответ на потребность в доброте. Появление данного чувства можно отметить уже на самых ранних стадиях развития человеческой истории.