Рынок труда – это совокупность экономических отношений, которые складываются в обществе по поводу подбора кадров, найма рабочих, поиска работы, повышения квалификации, определения размера заработной платы и т. д.
Общая характеристика рынка труда
Цивилизованный и гибкий рынок труда является важным условием развития рыночной экономики. Он представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, которые осуществляются для согласования интересов работодателей и наемных работников.
Рынок труда – это разновидность рынка как такового. На нем объектом купли-продажи является особый товар – труд, а в качестве цены этого товара выступает заработная плата. Спрос на труд формируют предприятия, учреждения и индивидуальные предприниматели. Предложение труда представлено гражданами, которые готовы на возмездной основе выполнять трудовые обязанности.
Рынок труда также рассматривается в качестве экономического механизма рационального распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям экономики и регионам страны. Рынок труда является органической составляющей рыночной структуры современного государства.
Рынок труда отличается наличием внутри него отдельных форм взаимодействия людей, которые сложились исторически или искусственно (по решению уполномоченных органов) и выполняют конкретные общественно значимые функции. Данные формы в современных общественных науках называются институтами.
Институты рынка труда
Институты представлены правилами и нормами поведения, а также механизмами, которые обеспечивают их выполнение. Это все в совокупности структурирует повторяющиеся взаимодействия между людьми.
Характерной для институтов рынка труда функцией является регулирование следующих категорий общественных отношений:
- Занятость населения;
- Взаимодействие работодателей и наемных работников;
- Хранение и переработка информации о состоянии рынка труда.
Институты рынка труда, как и любые другие социальные институты, подразделяются на формальные и неформальные.
- Формальные институты создаются централизованно, осознанно, могут быть легко зафиксированы (как в письменной, так и в вербальной форме). Кроме того, государство обеспечивает формальные институты легальной и специализированной защитой.
- Неформальные институты, как правило, формируются на основе индивидуальных устных договоренностей, которые заключаются между наемными работниками и работодателями.
И формальными, и неформальными институтами устанавливается определенная связь между различными субъектами общественных связей. Специалисты выделяют три типа связей: общие, групповые, индивидуальные.
- Общие связи установлены формальным трудовым законодательством (в частности, Трудовым кодексом) и общепринятыми неформальными правилами, нормами, обычаями.
- Групповые связи установлены нормативными документами, которые приняты на уровне предприятия (например, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка), а также корпоративной культурой, профессиональной этикой.
- Индивидуальные связи устанавливаются трудовыми и гражданско-правовыми договорами, которые заключаются между одним гражданином и организацией, и достигаемыми ими устными соглашениями.
Институциональный механизм регулирования рынка труда
Совокупность перечисленных и взаимосвязанных друг с другом институтов рынка труда образует институциональный механизм его регулирования. В рамках данного механизма можно выделить три составные части.
Организационно-правовая составляющая институционального механизма регулирования рынка труда направлена на принятие законодательных и нормативно-правовых актов. Ими должны регламентироваться различные формы взаимоотношений работников и работодателей, создаваться соответствующие институты рынка труда, регулироваться занятость населения, осуществляться наблюдение и контроль за соблюдением положений принятых норм.
Указанные акты принимаются государством в лице его отраслевых и территориальных органов (как исполнительных, так и законодательных). Особую роль играет система судов, которая рассматривает трудовые споры, защищает трудовые права граждан, выполняет правовое регулирование рынка труда.
Социально-экономическая составляющая институционального механизма регулирования рынка труда направлена на достижение, с одной стороны, соответствия спроса на рабочие места и их предложения, с другой стороны, согласия между участниками рынка труда в сфере организации труда и его оплаты.
Выполнением этих функций занимается Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, негосударственные кадровые агентства, профессиональные союзы работников и работодателей. Кроме того, наемных работников мотивируют такие институты-нормы, как заработная плата, налог на доходы физических лиц, социальные страховые взносы, социальные гарантии.
Психологическая (идеологическая) составляющая институционального механизма регулирования рынка труда направлена на формирование у наемных работников правильной мотивации к труду, системы приоритетов, ценностей и предпочтений в процессе труда.
Функционирование институционального механизма регулирования рынка труда в настоящее время ориентировано по большей части на решение следующих задач:
- Разработка и реализация региональных программ занятости;
- Формирование и эксплуатация финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест;
- Разработка и реализация миграционной политики (т.е. политики по привлечению иностранных кадров и по удержанию отечественных кадров);
- Расширение масштабов профессионального обучения, переобучения кадров и повышения квалификации;
- Организация общественных работ и т.д.