Государственное регулирование занятости – это процесс целенаправленного воздействия государства на рынок труда, которое преследует определенные цели в сфере социально-экономического развития страны.
Общие сведения о государственном регулировании занятости
Проблемы рынка труда, занятости населения и их регулирования (прежде всего, со стороны государства) продолжают оставаться одними из самых актуальных проблем современной экономики. Современная теория государственного регулирования экономики признает, что рынок труда не может успешно развиваться в течение долгого периода времени без регулирования, планомерно осуществляемого на макроуровне.
Одной из последних тенденций в сфере государственного регулирования занятости в современных условиях является поиск эффективных направлений для создания благоприятных условий функционирования национальных рынков труда. Это является частью нового подхода современных государств к решению задачи по обеспечению занятости населения, которое сейчас приходится осуществлять в условиях:
- глобализации национальных рынков труда;
- обострения противоречий в мировой экономике;
- нарастания кризисных явлений.
Государственное регулирование занятости в развитых странах мира
Национальные правительства развитых стран мира в современных условиях осуществляют на практике различные, в т. ч. новые меры. Так, особую популярность в последнее время приобрело применение схем сокращенного рабочего времени. Причина их применения заключалась в стремлении предотвратить быстрый рост безработицы и зафиксировать занятость населения на определенном уровне. В этом вопросе наиболее яркий пример продемонстрировала Германия, которая рекомендовала отечественным предприятиям перевести работников на сокращенный рабочий день, компенсируя при этом специальными субсидиями неотработанные часы.
Также на политику стран в сфере занятости населения оказывает влияние движение профессиональных союзов. Однако их авторитет в последнее время падает из-за распространения мнения об их отрицательной роли в развитии экономики – борьба профсоюзов за увеличение оплаты труда оборачивается повышением цен на производимую продукцию, что противоречит интересам потребителей. В частности, по этой причине в США за последние 20 лет вдвое сократилась доля рабочих, являющихся членами профсоюзов.
В современных условиях профсоюзы могут успешно вести свою деятельность только в случае одновременного выполнения государственными органами сразу трех институциональных условий:
- обеспечение профсоюзам непосредственного доступа на рабочие места;
- вовлечение профсоюзов в государственное регулирование занятости и распределение пособий по безработице;
- наличие в стране централизованной системы коллективных договоров.
Подобные условия в наибольшей степени выполнены в странах Скандинавии (например, в Финляндии, в Швеции). Поэтому там местные профсоюзы проявляют большую активность. А в англосаксонских странах (в Великобритании, в США, в Канаде) фиксируется сравнительно низкий уровень участия профсоюзов в регулировании трудовых отношений.
Сейчас в ряде развитых стран мира все чаще стали рассуждать на тему практического использования джоб-шеринга. Данным термином обозначают особый вид занятости, когда рабочее место (должность) делится на две ставки (например, один работает до обеда, другой – после обеда). Благодаря этому при сохранении тех же производственных мощностей занятость населения может возрасти в несколько раз.
В рамках государственного регулирования занятости принимают решения насчет установления предельных возрастов для трудовой деятельности. Если в большинстве стран подростки издавна нанимаются на работу с 16 лет, то возраст выхода на пенсию в последнее время из-за причин демографического характера стали повышать. Однако эта мера крайне непопулярна среди населения, поэтому Германия, Бельгия и ряд других стран были охвачены массовыми протестами.
Современные модели государственного регулирования занятости
В развитых странах мира современные системы государственного регулирования занятости имеют определенные особенности оказания государством регулирующего воздействия на рынок труда. На основе эмпирически накопленного материала в экономической науке сконструировали две основные модели занятости населения, которым подчинена государственная политика на рынке труда:
- информационная модель занятости населения;
- информационно-индустриальная модель занятости населения.
Информационная модель занятости населения получила наибольшее распространение в англосаксонских странах (в Великобритании, в США, в Канаде). В ее основе лежит развитие сфер производственных услуг и услуг населения, в которых сконцентрирована основная масса занятых страны (70-75%).
Информационно-индустриальная модель занятости населения получила наибольшее распространение в западноевропейских странах (в Германии, во Франции). Она возникла в результате развития информационных и телекоммуникационных технологий (например, распространение сети «Интернет» способствовало созданию более 400 тысяч новых рабочих мест). В то же время подобное развитие событий обуславливает сокращение занятости в обрабатывающих отраслях промышленности.
Статистика стран Европейского союза говорит о том, что порядка двух третей новых рабочих мест приходятся на наукоемкие отрасли экономики. А большинство сокращаемых рабочих мест относится к традиционным секторам экономики.
В связи с этим объективной необходимостью выступает организация фундаментальной общей и профессиональной подготовки населения, получение ими глубоких специальных знаний, определенных социальных и психологических элементов квалификации. На решение этого вопроса в настоящее время направлена большая часть усилий правительств развитых стран мира.