Фирма – это единица предпринимательской деятельности, которая прошла процедуру государственной регистрации в качестве юридического лица (организации) и реализует собственные интересы (прежде всего, по получению прибыли) через организацию производства и реализацию определённой продукции (товаров, работ, услуг).
Теоретические основы фирмы как хозяйствующего субъекта
Одним из сложных экономических явлений, которое находится в центре внимания многих представителей экономической науки на протяжении довольно продолжительного периода времени, является понятие фирмы. Ей обобщенно называют коммерческую организацию, т.е. юридическое лицо, которое создано с целью получения прибыли.
Сущность фирмы рассматривалась многими экономистами, каждый из которых по-разному ее интерпретировал. В основном они отталкивались от основной позиции той школы, которую они представляли. Поэтому в рамках изучения теоретических основ фирмы выделяют следующие их разновидности:
- неоклассическая теория фирмы;
- институциональная теория фирмы;
- бихевиористские (поведенческие) теории фирмы;
- эволюционная концепция фирмы.
Традиционно преобладающий взгляд на сущность фирмы представляет неоклассическая теория фирмы. В соответствии с ней фирма – это производственная единица, чья деятельность описывается производственной функцией, а в качестве цели этой деятельности выступает максимизация прибыли. Чтобы указанная цель была достигнута, фирма стремится найти такое сочетание экономических ресурсов (факторов производства), которое бы обеспечило минимальный размер издержек производства.
Главными предпосылками этой концепции являются заданность условий деятельности фирмы, игнорирование особенностей ее внутренней организации и отсутствие альтернативности в выборе решений. Считается, что именно из-за этих предпосылок неоклассическая теория фирмы является малопригодной для решения практических задач.
Институциональная теория фирмы предполагает ее рассмотрение в качестве сложной иерархической структуры, которая ведет свою деятельность в условиях рыночной неопределенности. Фирма является механизмом, который альтернативен рыночному механизму в плане заключения сделок в целях экономии существующих в мире ненулевых трансакционных издержек. Поэтому фирма – это активный участник отношений собственности. Причем важным вопросом считается распределение прав собственности на ресурсы между самой фирмой и ее владельцами или инвесторами.
Бихевиористские (или поведенческие) теории фирмы акцентируют внимание на активной роли, которую фирмы играют в экономике. Т.е. они не только адаптируются к новым условиям рыночной среды, но и изменяют ее. Подробно исследуются вопросы и проблемы, связанные с функционированием внутренних структур фирмы и принятием внутри нее управленческих решений.
Отдельно выделяют такую бихевиористскую теорию фирмы, как эволюционная концепция. Она утверждает, что фирма под воздействием факторов внешней и внутренней среды эволюционирует. Процесс принятия в фирме управленческих решений базируется на ее корпоративных традициях и специфике внутренней организации, а какого-нибудь единственного критерия оптимальности принятия решений нет.
Характеристика организационных форм бизнеса
В каждой стране действует собственное законодательство, которым определяется перечень существующих организационно-правовых форм фирм. Однако в отношении всех стран можно привести общую стандартную классификацию организационных форм бизнеса:
- индивидуальное владение;
- партнерство;
- корпорация.
Индивидуальное владение означает, что фирма находится в собственности одного лица (предпринимателя). Такой предприниматель, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной данной фирмой, а с другой стороны, единолично несет ответственность по всем ее обязательствам. Как показывает статистика, именно эта организационная форма бизнеса с огромным отрывом количественно является самой распространенной.
По сравнению с другими организационными формами бизнеса индивидуальное владение бизнеса отличается более низким уровнем трансакционных издержек, простотой регистрации, наличием большого числа налоговых льгот. Однако стоит заметить, что для них ограничен доступ к дополнительным источникам финансирования, высок уровень риска и ответственности, поэтому предпринимателю необходимо прилагать немало усилий для процветания своей фирмы.
Если фирма находится в собственности двух или более лиц, то ее организационная форма – это партнерство. Владельцы фирмы совместно осуществляют управление фирмой, совместно финансируют ее хозяйственную деятельность, совместно несут ответственность по ее обязательствам. Наличие в фирме нескольких лиц-владельцев требует заключения между ними определенных соглашений и их формализации (например, через учредительный договор или устав фирмы).
Партнерство менее распространено, чем индивидуальное владение, в основном из-за того, что значительных сравнительных преимуществ оно не имеет, однако существует вероятность возникновения между партнерами разногласий по поводу реализации их прав собственности.
Фирма в форме корпорации имеет наиболее сложную организационную структуру. Ее совладельцами могут одновременно быть десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного (акционерного) капитала корпорации – акций, которые дают им права на получение части прибыли фирмы (в виде дивидендов) и на участие в управлении фирмой.
К форме корпораций прибегают обычно крупные фирмы, у которых высок уровень внутрифирменных трансакционных издержек. В то же время эта форма позволяет ограничить ответственность владельцев фирмы, диверсифицировать риски хозяйственной деятельности, получить для целей своего развития значительный объем финансовых ресурсов.