Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Фирма в современной экономике: альтернативные теории и основные функции

Все предметы / Экономическая теория / Фирма в современной экономике: альтернативные теории и основные функции

Понятие фирмы и ее основные особенности

Определение 1

Фирма - это юридически оформленная организация, субъект предпринимательской деятельности, который, используя экономические ресурсы (факторы производства), занимается изготовлением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, посредством чего достигаются цели фирмы и реализуются ее интересы.

Фирма относится к группе организаций коллективного предпринимательства. Это означает, что фирма, по сути, есть коллектив, совокупность людей, которые объединились для достижения общей цели – извлечения прибыли. То есть достижения фирмой такого состояния, когда доходы от ее деятельности будут превышать ее расходы.

Подобная деятельность (т.е. направленная на получение прибыли) считается предпринимательской. Её основными сферами являются производство, коммерция и коммерческое посредничество. Фирма может разворачивать свою деятельность в различных отраслях экономики – в промышленности, в торговле, в сельском хозяйстве, в бытовом обслуживании, в банковском деле, в консалтинге и т. д.

В основе предпринимательской деятельности фирмы лежит имущество, которое используется в целях производства/реализации продукции. Это имущество может быть юридически оформлено через различные права собственности – частную, акционерную, государственную, муниципальную и т.д. От формы собственности во многом зависит организационная структура фирмы.

Деятельность фирмы связана с риском, то есть существует вероятность неполучения обратно средств, вложенных в реализацию дела. Этот риск берет на себя собственник фирмы – предприниматель (в зависимости от формы собственности, их может быть несколько). Для непосредственного выполнения отдельных функций он нанимает сотрудников, которые за свою работу получают заработную плату.

Таким образом, фирма является сложной, комплексной организационно-экономической единицей, которая играет важную роль в функционировании всего народного хозяйства.

Основные функции фирмы

Как было отмечено ранее, фирма – это комплексное явление, в котором аккумулировано и задействовано большое количество трудовых, материальных, финансовых ресурсов. В процессе их управления и взаимодействия фирма как единое целое производит определенную работу, реализует в различных сферах общественной жизни свое предназначение. В науке данную деятельность принято называть функцией объекта.

Готовые работы на аналогичную тему

Фирма, которая выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта, в процессе своей жизнедеятельности выполняет ряд важных функций. В частности, речь идет про следующие функции:

  • производственная функция – фирма организует производственную деятельность по изготовлению товаров, оказанию услуг, выполнению работ;
  • коммерческая функция – фирма занимается сбытом готовой продукции, разработкой и реализацией маркетинговой (рекламной) кампании по продвижению продукции;
  • финансовая функция – фирма совершает расчеты с контрагентами, в процессе которых привлекает инвестиции, получает кредиты, выплачивает заработную плату, уплачивает налоги и т.д.;
  • счетная функция – фирма составляет бизнес-планы (как кратко-, так и долгосрочные), сметы, балансы, осуществляет инвентаризацию, оформляет отчеты и отправляет их в государственные службы по статистике и налогам;
  • административная функция – фирма управляет своим функционированием, то есть занимается общим планированием, организацией, контролем, мотивацией;
  • правовая функция – фирма соблюдает требования действующего законодательства, стандартов, нормативных и локальных правовых актов.

Альтернативные теории фирмы

В рамках экономической науки сущность фирмы и ее предназначение объясняется по-разному. Экономисты выдвигают несколько подходов к ее рассмотрению, что было обобщено в альтернативные друг другу теории. На данный момент резонно говорить о наличии и значительном влиянии следующих альтернативных теорий фирм:

  • неоклассическая теория фирмы – фирма рассматривается как «черный ящик» (ее возникновение и содержание не интересует), на входе которого присутствуют ресурсы, на выходе – готовая продукция в объеме, учитывающем текущую рыночную ситуацию, а потому – соответствующем максимизации прибыли;
  • контрактная теория фирмы – фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, осуществление которых регулируется заключаемыми между ними (как формально, так и неформально) контрактами;
  • теория принципала-агента – владелец фирмы (принципал), преследующий цель по максимизации прибыли, нанимает для её управления менеджера (агента), который нацелен, прежде всего, на реализацию личных интересов;
  • традиционная теория фирмы – все поступки фирмы объясняются стремлением её собственников, которые ежедневно управляют делами и осуществляют контроль, максимизировать прибыль;
  • менеджеральная теория фирмы – оперативное управление фирмой осуществляют не ее собственники, а профессиональные менеджеры, цель которых состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода;
  • теория максимизации роста фирмы – собственники фирмы (стремящиеся к личному обогащению) и нанятые менеджеры (стремящиеся к повышению своего личного статуса и к увеличению жалованья) имеют общую цель, которая заключается в максимизации роста фирмы;
  • поведенческие теории фирмы – совокупность теорий, в которых утверждалось, что у фирмы помимо максимизации прибыли существует множество целей, поскольку фирма представляет собой сложную систему, в которой иерархии субъектов и объектов управления (рабочих, менеджеров, акционеров) соответствует иерархия интересов и целей.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис