Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Природа трансформационных процессов фирмы как субъекта экономики

Трансформационные процессы фирмы – это преобразования хозяйствующего субъекта, его организационной структуры и управленческого аппарата как важная ступень ее развития.

Трансформация предполагает изменение организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и его структуры посредством объединения, разделения, преобразования, выделения хозяйствующих субъектов из его состава.

По сути, ликвидация фирм, также, является процессом трансформации, т. е. ее распада. Иными словами, любые структурные изменения хозяйствующего субъекта являются его трансформацией.

Слияние и поглощение как основные виды трансформации

Слияние и поглощение представляют собой процесс объединения фирм, посредством смены собственника или изменения структуры собственности.

Процессы слияния и поглощения обусловлены:

  • получением конкурентных преимуществ фирмы на рынке;
  • ростом прибыли фирмы и доходов ее собственников;
  • решением проблем финансовой устойчивости деятельности. Часто мелкие компании могут быть поглощены крупными корпорациями при неспособности исполнения своих текущих обязательств, утрате платежеспособности.
Статья: Природа трансформационных процессов фирмы как субъекта экономики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Слияние и поглощение — одни из основных методов реализации трансформационных стратегий. Фирмы прибегают к объединениям по различным причинам. Каждая трансформация преследуют конкретные цели. К примеру, когда фирмы находится в стадии активного роста и развития, но имеет ограничения ресурсов, то может объединиться с другой компаний, испытывающей идентичные проблемы для наращивания капитала, усиления рыночных позиций и получения конкурентных преимуществ. Такое слияние, как правило, объединяет фирмы одной отрасли, одного рыночного сегмента.

В ряде случаев происходят объединения корпораций, относящихся к разным сегментам рынка и, даже, разным отраслям. Это, также, ориентировано на расширение рынков, занятия устойчивых позиций, снижение финансовых и иных рисков деятельности.

Если корпорация пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления деятельности, освобождаясь от неосновных проблемных направлений, а также если корпорация испытывает недостаток в финансах, то она может эффективно использовать механизм слияния для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних предприятий.

«Природа трансформационных процессов фирмы как субъекта экономики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Слияния бывают следующих типов:

  • горизонтальное слияние - слияние фирм одной отрасли, одного сегмента рынка;
  • вертикальное слияние – поглощение крупной корпорацией более мелких фирм;
  • родовое слияние – объединение фирм одной сферы деятельности;
  • конгломеративное слияние – объединение фирм, относящихся к разным отраслям, сферам деятельности, не являющихся конкурентами;
  • национальное слияние – объединение фирм одного государства;
  • транснациональное слияние – объединение фирм разных государств.

Кроме того, возникают слияния в сфере производственной и в сфере финансовой деятельности. Также, слияния могут носить добровольный характер, а могут быть реализованы поглощением крупных корпораций без согласия мелкой компании.

Существует несколько теорий, которые описывают причины слияний компаний:

  1. Теория агентских издержек. Она связана с потребностью менеджеров в расширении своих властных полномочий. Рост компании, увеличение ее капитала увеличивает власть менеджеров.
  2. Синергетическая теория. Она основывается на необходимости объединений для экономии производственных издержек, роста рыночной стоимости компаний, оптимизацией налоговой нагрузки, возможностями приобретения фирм по ценам ниже балансовых, процессами диверсификации.
  3. Теория «гордыни». Она связана с индивидуальной политикой менеджеров компаний, реализующих покупку других фирм. Они сами оценивают стоимость фирмы, исходя из потенциала ее перспективного развития.

Деление, разъединение и ликвидация как дезинтеграционные типы трансформации фирм

Процессы деления, также, являются часто встречаемой формой трансформации фирмы. Наиболее распространенным вариантом деления является продажа части бизнеса, бизнес-единицы, предприятия.

Может быть произведено выделение какой-то одной фирмы из целой корпорации или холдинга. Как правило, это реализуется, посредством применения механизмов слияния и поглощения. Данный процесс получил название «отпочковывание». Оно производится, посредством отделения части крупной компании и присвоения ей статуса юридического лица. Также, имеет место создание отдельных подразделений хозяйствующего субъекта, его филиалов. Процесс «отпочковывания» представляет собой процесс создания дочерних компаний. Материнская компания, при этом, сохраняет статус ее владельца. Управление может быть реализовано, как централизовано, так и автономно, отделившимся хозяйствующим субъектом.

Отпочковывание фирм реализуется путем их разбиения несколько независимых юридических лиц, которые самостоятельно функционируют, а также, посредством отделения фирм, когда акционеры получают в замен своих акций в конкретной компании, акции другой компании в равном долевом размере.

Экономический эффект трансформации

Процесс трансформации фирмы ориентирован на достижение конкретного экономического эффекта. Он может проявляться в следующих явлениях:

  • технологическая экономия. Она связана с ростом и расширением объемов производства, что обеспечивает рост его производительности. Также, у фирмы появляется возможность использования новых технологий, применения высокотехнологичного оборудования, на которое ранее не хватало средств;
  • экономия на масштабах. Она связана с расширением масштабов производства, рынков сбыта, ассортимента продукции;
  • экономия на трансакционных издержках, связанных с заключениями контрактов, договоров, минимизации проводимых операций;
  • получение монопольной власти, монопольного влияния на отдельных рынках или рыночных сегментах. Появляются возможности собственного ценообразования и создания барьеров для входа на рынок конкурентов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot