Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Себестоимость производства продукции

Понятие себестоимости производства и реализации товаров

Себестоимость продукции определяется как расходы предприятия, выраженные в деньгах и связанные с применением в производственном процессе сырья, материалов, различных комплектующих, энергии, топлива, трудовых ресурсов, основных фондов и др.

Определение 1

Себестоимость представляет собой денежную сумму, которая требуется для создания или же производства продукции. Себестоимость – это величина текущих затрат, которые имеют производственный характер и обеспечивают простой процесс воспроизводства на предприятии.

Чтобы осуществлять учет, анализ и планирование, затраты, входящие в себестоимость продукции, классифицируют по нескольким признакам: по экономическим элементам и по статьям калькуляции.

В зависимости от экономического значения затраты существенно различаются. На каждом уровне управления затраты группируются и выявляются источники их финансирования. В зависимости от воспроизводственного признака затраты могут быть следующих видов:

  • Затраты на изготовление и реализацию товаров, которые образуют их себестоимость. Такие затраты являются текущими и покрываются из выручки от реализации данных товаров;
  • Затраты на обновление и расширение производства. Обычно, это большие разовые капитальные вложения средств под модернизированную или же новую продукцию. Такие затраты включают капитальные вложения в основные фонды, прирост оборотных средств, затраты на создание дополнительных рабочих мест. Источниками финансирования таких затрат выступают: прибыль, амортизационный фонд, заемные средства и т.д.;
  • Затраты на социальные, культурные, жилищно-бытовые и другие подобные нужды предприятия. Данный вид затрат не связан прямо с производством и финансируется из специальных фондов, которые формируются на основе распределяемой прибыли.
«Себестоимость производства продукции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, можно классифицировать по следующим признакам:

  1. По роли в производственном процессе:

    • Основные затраты, которые непосредственно формируют создаваемую продукцию, являются ее физической основой;
    • Накладные затраты, которые связаны с обслуживанием производственного процесса: содержание оборудования, персонала и т.д. В практической деятельности накладные затраты называются косвенными расходами.
  2. По виду включения в себестоимость:

    • Прямые затраты, которые непосредственно относятся на конкретный вид товаров, заказ или группу однородной продукции;
    • Косвенные затраты, т.е. издержки, относящиеся к конкретной продукции, заказу. Косвенные затраты распределяются пропорционально размеру оплаты труда рабочих, занятых в производстве данных товаров. К косвенным затратам относятся общепроизводственные, общехозяйственные расходы, амортизация, затраты на оплату труда, ремонт оборудования и т.д.
  3. По зависимости затрат от изменения объемов выпуска товаров:

    • Постоянные, величина которых не изменяется при изменении объемов производства, например, арендная плата, заработная плата управленческих служащих;
    • Переменные, которые уменьшаются или увеличиваются под влиянием изменения объема выпуска продукции.

Структура себестоимости производства продукции

Каждое предприятие отличается от другого условиями производства, маркетинга, логистики и т.д. Поэтому себестоимость производства товаров буде различаться статьями затрат. В общем виде структуру себестоимости производства можно представить следующим образом:

  • Затраты на приобретение материалов и сырья;
  • Затраты на топливо;
  • Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт оборудования и машин;
  • Расходы на оплату труда, взносы в различные фонды, такие как: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования и т.д.;
  • Затраты на аренду площадей, маркетинг;
  • Расходы, связанные с проведением различных акций в социально-ответственных бизнесах;
  • Расходы на управление, амортизация оборудования, машин, зданий и т.д.;
  • Прочие расходы.

Каждому виду затрат соответствует своя доля в общей сумме расходов, поэтому можно выявить узкие места в бизнес-процессе предприятия.

Себестоимость продукции является гибкой и изменчивой структурой как с позиции вариативности ее составляющих элементов, так и с точки зрения ее величины. Она зависит от:

  1. Инфляции;
  2. Процентных ставок по кредитам;
  3. Местоположения физических активов компании;
  4. Уровня конкуренции;
  5. Степени амортизации и механизации на производстве.

Виды себестоимости

Себестоимость производства товаров может быть нескольких видов:

  • Полной, которая включает все затраты, в том числе и денежные средства, потраченные на собственное производство, приобретение оборудования и т.д.;
  • Предельной, которая прямо пропорциональная объему производства продукции и отражает стоимость следующей дополнительно произведенной единицы. По данному параметру можно говорить о целесообразности увеличения объема выпуска товаров;
  • Цеховой, которая включает совокупность издержек, понесенных каждым подразделением предприятия в процессе производства новой продукции;
  • Производственной – это совокупность общих, целевых издержек и цеховой себестоимости;
  • Общехозяйственной, которая состоит из организационных расходов, косвенным образом имеющих отношение к выпуску товаров.

При планировании и проведении расчетов также выделяется нормативная и фактическая себестоимость.

Фактическая величина себестоимости производства включена в конечную цену продукции и для ее вычисления используются текущие показатели затрат. Такой метод является несовершенным, поскольку во многих случаях себестоимость единицы продукции необходимо вычислить еще до ее реализации.

Нормативный показатель себестоимости основан на значениях установленных норм при выпуске продукции. Данный метод калькуляции затрат способствует эффективному управлению расходами сырья, что положительно сказывается на финансовом положении предприятия и снижает риски неэффективного использования бюджета.

Дата последнего обновления статьи: 22.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot