Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Анализ себестоимости производства и реализации продукции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Анализ себестоимости производства и реализации продукции
Содержание статьи

Себестоимость в экономике

Определение 1

Себестоимость – это оценка совокупных затрат, понесенных фирмой для получения экономического результата.

Она охватывает всю совокупность денежных ресурсов, которые заключены в конечной стоимости созданного блага, готового к реализации. Сущность себестоимости заключается в оценке затрат, которые понесло предприятие. Она необходима для расчета большинства экономических показателей, но прежде всего для установления конечной цены реализации продукции. То есть, себестоимость позволяет покрыть расходы, а также сформировать дополнительный доход в виде прибыли.

Для удобства калькуляции себестоимость классифицируют по следующим категориям:

  • Прямая.
  • Цеховая.
  • Производственная.
  • Полная.

Прямая себестоимость представляет собой совокупность затрат на необходимое сырье и материалы. Цеховая стоимость охватывает прямую себестоимость по всем затратам цеха. Производственная себестоимость выражает совокупность все экономических расходов, а также себестоимость по каждому цеху. Полная вмещает в себя производственную стоимость, а также расходы на организацию сбытовой деятельности.

Калькуляция расходов происходит в соответствии со статьями. Деление всех расходов на отдельные группы позволяет детализировать расходы, учесть все элементы. Например, существуют статьи материалы, топливо, амортизация, а также различные типы отчислений во внебюджетные фонды, производственные расходы и другое. Каждая статья подразделяется на подстатьи для уточнения.

Таким образом, себестоимость представляет собой совокупность понесенных предприятием затрат. Этот показатель является самым информационно ёмким. Он активно используется не только при установлении цены, но и при исследовании большинства показателей экономической деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Анализ себестоимости производства продукции

Производство продукции является основной задачей работы предприятия, хотя оно может быть задействовано и в сбытовой деятельности. Себестоимость производства блага состоит из затрат на создание блага и его реализацию. Чтобы ее рассчитать берутся затраты в стоимостной форме, которые приходятся на каждую готовую единицу продукции, либо на отдельные виды производства.

Для удобства специалистов существуют специальные стандарты и положения для проведения калькуляции. Однако, каждая организация имеет свою специфику работы, что необходимо учитывать при расчете конечной стоимости продукции.

Обычно рассчитываются три типа себестоимости – плановая, фактическая, сметная. Плановая или нормативная вычисляется в зависимости от стоимости материальных и трудовых ресурсов, включенных в состав производства единицы продукции. Фактическая себестоимость отражает затраты, которые определены на конец отчетного периода. Сметная себестоимость является разновидностью нормативной. Обычно она применяется для разовых изделий и заказов.

Себестоимость единицы продукции состоит из расходов на приобретение сырья, вспомогательных материалов, топливо, заработную плату, общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Однако, расчет расходов на специалистов организация проводит по своему выбору. Они могут быть включены в себестоимость каждого вида продукции, либо списываться на уменьшение финансового результата.

Фактическая себестоимость конечной единицы товара состоит из суммы выплат поставщику, затрат на доведение товаров до пригодного к продаже состояния. К ней так же относят расходы на транспортировку и заготовку, но в нее не включают расходы на управление, хранение (за исключением случае, когда хранение является одним из этапов подготовки товаров к реализации).

Анализ себестоимости реализации продукции

Если себестоимость производства включает в себя расходы, понесенные предприятием непосредственно на создание готовых благ, то себестоимость реализации подразумевает оценку совокупной величины полных расходов на каждом этапе в момент продажи. Здесь рассматриваются следующие типы затрат:

  • Материалы, задействованные в создании блага.
  • Оплата труда.
  • Расходы внепроизводственного характера.
  • Расходы коммерческие.

С помощью этого показателя можно отследить динамику себестоимости. Она позволяет подвести итоги рациональности и целесообразности проведенных подготовительных мероприятий. Так же получается возможность проанализировать сущность затрат, скорректировать маркетинговые и рекламные мероприятия. Для целей расчета могут применяться разные методики. Важно, понимать структуру расходов, которые входят в состав этой себестоимости. Это могут быть расходы, связанные с коммерческой деятельностью, производственной активностью, сбытом. Важно, чтобы все расходы были обоснованы документально и соответствовали действующему законодательству.

Помимо производственных затрат в себестоимость реализации входят затраты на упаковку, транспортировку, хранение и создание специальных условий, различные комиссионные выплаты.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Себестоимость реализации = Коммерческие расходы + Полная себестоимость – Остатки нереализованной продукции

При этом полная себестоимость вычисляется по формуле:

Себестоимость полная = Производственные расходы + Внепроизводственные расходы

Анализ эффективности экономической деятельности предприятия проводится с помощью полной себестоимости реализации. Так появляется представление о выявлении путей улучшения оптимальности и качества использования ресурсов. Результатом анализа станет проведение оценки изменения значения себестоимости и ее отношение к плановым показателям. Так же будет возможность оценить обоснованность плановых значений, определить факторы, которые влияют на формирование показателей, исследовать упущенные возможности.

Таким образом, себестоимость производства и реализации продукции является важным показателем, с помощью которого анализируется эффективность всех процессов предприятия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис