Предприятие в рыночной экономике
Предприятие – это независимый объект хозяйствования, который создается предпринимателем с целью регулярного извлечения дохода.
Экономика опирается на производственный процесс, состоящий из создания, распределения, сбыта и потребления готовых благ. Создание товаров и услуг осуществляется преимущественно в реальном секторе, где основной функциональной единицей является предприятие. Для создания востребованного обществом благ необходимо имущество и ресурсы, которые под воздействием труда будут преобразованы в конечный продукт, готовый к реализации. Предприятие организуется для того, чтобы регулярно получать доход.
Рыночная экономика предполагает, что каждый субъект экономики преследует собственные цели – коммерческий доход, либо иную выгоду. Свобода действий экономических агентов ведет к тому, что их интересы рано или поздно пересекаются, что заставляет их соперничать друг с другом. Предприятия конкурируют между собой за доступ к факторам производства и к рынкам сбыта.
Сегодня конкурентоспособность предприятия определяется эффективностью управления его доходами и расходами. Минимизация издержек и увеличение объемов сбыта позволяют сформировать долгосрочные преимущества, обеспечивающие финансовую независимость и платежеспособность компании.
Предприятия различаются по формам собственности и хозяйствования. Они классифицируются по отраслевой принадлежности, количеству наемной рабочей силы, ежегодному обороту средств и так далее. Соответствие некоторым параметрам позволяет предпринимателям применять льготные условия налогообложения, что так же сокращает расходы.
Таким образом, предприятие является участником экономических отношений. Оно может заниматься созданием благ или их сбытом, выступая в качестве посредника.
Предприятия являются главными потребителями факторов производства, а так же обеспечивают нормальное функционирование государственной власти через уплату налогов.
Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность – это возможности субъекта или объекта экономики превосходить в определенных действиях и параметрах аналогичные субъекты или объекты. Она является свойством, выражающим способность активно действовать и соперничать на рынке. Объектами конкурентоспособности могут быть не только предприятия, но и товары, отрасли и целые регионы.
Конкурентоспособность предприятия складывается из двух больших направлений:
- Потенциал предприятия.
- Эффективность использования потенциала предприятия.
Потенциал предприятия заключен в его материально-вещественных и нематериальных ресурсах. К первой группе относят финансы, производственно-технические мощности, систему маркетинга, обеспечения качества, а так же инновационную деятельность, инвестиции и эффективность управленческой структуры. Нематериальные ресурсы предприятия состоят из человеческого капитала, интеллектуальной собственности, инфраструктуры, заработной платы и прибыли. Эффективность использования потенциала выражается в качестве и цене товара.
Долгое время предприятия конкурировали по цене, но в современных условиях некоторые манипуляции с ценами запрещены. Кроме того, рыночная экономика устроена таким образом, что колебание цен сказывается на предложении в целом. На первый план выходят неценовые факторы конкурентоспособности, среди которых качество, реклама, цена, исследование и развитие, обслуживание.
Чтобы оценить конкурентоспособность предприятия могут использоваться различные методы, среди которых матричные, продуктовые, операционные и динамические. Отдельной группой идут методы оценки стоимости бизнеса, что необходимо для привлечения инвестиции или расширения бизнеса через объединение активов с другими предприятиями.
Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Проведение оценки конкурентоспособности необходимо для разработки мероприятий по ее повышению, определение контрагентов для последующей деятельности, для выхода на новые рынки и осуществления инвестиционной деятельности. Стабильное предприятие становится привлекательным для вкладчиков, кроме того, оно может реализовывать смелые стратегии по захвату рынка.
Повышение конкурентоспособности осуществляется за счет увеличения объема сбыта, улучшения качества продукции, снижения расходов и бенчмаркинга. Расширение рынка сбыта ведет к увеличению реализации, но при условии, что на предприятии будут сокращаться расходы. Увеличение сбыта может осуществляться за счет расширенного потребления факторов производства, что даст эффект в краткосрочной перспективе. Сегодня повышение производительности и уменьшение расходов проводится за счет внедрения новых технологий, автоматизации и механизации процессов.
Повышение качества продукции создает длительные преимущества на рынке. Лояльность покупателей к ассортименту выпускаемой продукции повышается. Повышение дохода дает возможность осваивать новые рынки, в том числе зарубежные.
Традиционным считается сокращение расходов. Выигрывает то предприятие, которое при выпуске аналогичного продукта сумело израсходовать меньше средств и ресурсов. Снижение издержек осуществляется через оптимизацию логистики, повышение эффективности управления персонала, внедрение корпоративной культуры и так далее.
Бенчмаркинг представляет собой систематический поиск методов повышения конкуренции. Он заключается в исследовании конкурентов и рынка, сопоставлении данных предприятия с данными аналогичных компаний. Вся полученная информация используется для внесения изменений в структуру бизнеса.
Повышение конкурентоспособности предприятия является непрерывным процессом. Обеспечение преимуществ позволяет достигать более высоких результатов, создавать финансовые резервы, которые могут быть использованы для расширения производства, усиления позиции предприятия на рынке.