Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Оценка уровня конкурентоспособности

Все предметы / Экономика / Оценка уровня конкурентоспособности
Содержание статьи

Понятие конкурентоспособности

Определение 1

Конкурентоспособность – это свойство субъекта или объекта успешно соперничать с конкурентами.

Ее так же рассматривают, как особенность, позволяющую выдерживать конкуренцию с подобными фирмами, экономическими агентами или целыми хозяйственными системами. Среди объектов, которые могут обладать конкурентоспособностью, выделяют:

  • Товары и услуги.
  • Различные организации коммерческой направленности.
  • Отрасли экономики.
  • Страны, группировки стран, регионы.

Вышеперечисленные признаки классифицируют конкурентоспособность на национальную, товарную и конкурентоспособность предприятий. Стоит отметить, что конкурентоспособность является относительным понятием. Способность получать выгоду от своей работы при наличии соперников оценивают потребители благ. Среди них отмечают потребителей, производителей, инвесторов и государство.

Национальная конкурентоспособность имеет два значения. Она описывает способность какого-либо предприятия конкурировать с иностранными предприятиями. Так же она относится к способности страны поддерживать высокие темпы экономического роста, что повышает ее устойчивость в среднесрочном периоде.

Конкурентоспособность продукции делает ее привлекательной на фоне аналогичных товаров. Предприятие может так же выделяться, если будет удовлетворять потребности покупателей лучше, чем его конкуренты.

Таким образом, конкурентоспособность является важным свойством субъектов и объектов экономики, позволяющим им удерживать лидирующие позиции на рынке. Исследование конкурентоспособности основывается на рыночной информации, что дает возможность сформировать представление о текущем состоянии экономики и будущем положении субъекта. Важно понимать, что сегодня методы ценовой конкуренции являются малоэффективными, поэтому субъектам приходится разрабатывать сложные стратегии повышения конкурентоспособности. Они включают в себя комплекс мероприятий по снижению производственных затрат и увеличению объемов продаж.

Готовые работы на аналогичную тему

Оценка уровня конкурентоспособности

Оценка конкурентоспособности особенно часто применяется на предприятиях. Именно они чаще всего сталкиваются с необходимостью соперничать с другими компаниями. Рыночная экономика предполагает, что все субъекты действуют независимо в собственных интересах, что ведет к столкновению.

Цели оценки конкурентоспособности:

  1. Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентных преимуществ.
  2. Поиск наиболее подходящих контрагентов.
  3. Формирование стратегии выхода на рынок.
  4. Привлечение инвестиций.
  5. Участие в государственном регулировании экономики.

Оценка позволяет определить текущее положение предприятия на рынке. Для этого необходимо выбрать критерии сопоставления конкурентных преимуществ, а также определить ее источники и факторы.

Существуют различные методики оценки конкурентоспособности в зависимости от объекта сопоставления.

Метод продуктовой оценки сводится к тому, что конкурентоспособность товара тем выше, чем выше способность компании конкурировать. Для исследования используются различные метрические и маркетинговые методы. Проводится расчет средневзвешенных показателей по каждому выпущенному благу. Мерой сопоставления является объем реализации каждой товарной группы. Но у этого метода есть существенные недостатки. К сожалению, конкурентные преимущества товаров не всегда определяют устойчивость предприятия на рынке. Продукция может приносить определенные выгоды, но конкурентоспособность предприятия – это целая система мероприятий, одним из которых является товарная политика.

Матричные методы применяются тогда, когда структура предприятия довольно сложная. Например, матричная модель «Относительная доля рынка» - «Темпы роста рынка» сопоставляет между собой кривую опыта и особенности жизненного цикла товаров.

Пути повышения конкурентоспособности

Сегодня ценовые методы конкурентной борьбы являются недейственными. Кроме того, многие страны ограничивают возможность монополизации рынка, запрещая создавать картели и договариваться о ценах. Демпинг так же признается незаконной деятельностью. Повышение конкурентоспособности предполагает рост объемов реализации, уменьшение расходов, бечмаркинг и улучшение качества выпускаемой продукции.

Обеспечение роста сбыта еще не является гарантом конкурентоспособности. Здесь важно соотношение расходов, прибыли, то есть обеспечение безубыточной деятельности компании. Так же предприятие может пойти по пути улучшения качества продукции. В этом случае принимаются достижения научно-технического прогресса.

Уменьшение расходов является самым традиционным исторически сложившимся методом повышения конкурентоспособности. Это целый комплекс мероприятий, позволяющих создать благоприятные условия для регулярного извлечения прибыли. Предполагается, что изучение затрат ведется на всех этапах производства вплоть до реализации товара конечному потребителю. На каждому этапе выявляются неэффективные действия, оптимизация которых позволяет сформировать резерв для инновационной деятельности.

Бенчмаркинг представляет собой исследование рынка на предмет изучения наиболее эффективного метода поддержания конкурентоспособности. Внедрение этих аспектов в деятельность компании с учетом ее специфики позволяет удерживать передовые позиции, несмотря на быстро развивающиеся и изменяющиеся условия рынка.

Таким образом, повышение конкурентоспособности представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию всех процессов компании. Это необходимо для достижения устойчивого положения, финансовой независимости и платежеспособности. Конкурентный продукт позволяет регулярно извлекать прибыль и наращивать доходы. Полученные средства вкладываются в модернизацию, что поддерживает способность предприятия достигать поставленных стратегических задач.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис