Планирование на предприятии
Основой современного реального сектора является предприятие. Оно представляет собой обособленный хозяйствующий субъект, стремящийся к оптимальному использованию имеющихся ресурсов и производственных факторов для получения экономического результата и финансовой прибыли. Предприятие является частью процесса воспроизводства, отвечающие за создание, сбыт или потребление экономических благ. Оно связывает государство и население. С одной стороны, предприятия своей деятельностью обеспечивают потребности общества в необходимых товарах и услугах. С другой стороны, они перечисляют часть дохода в виде обязательных платежей в пользу государственного бюджета.
Современные национальные экономические системы придерживаются принципа рыночных отношений, где главенствует конкуренция. Для того, чтобы обеспечить длительное присутствие на рынке, высокий уровень сбыта и стабильность, руководству необходимо поддерживать стратегическую конкурентоспособность предприятия.
Предприятие представляет собой сложную иерархическую систему, обладающую внешней и внутренней средой. Своей деятельностью оно объединяет различные факторы производства, элементы и подсистемы, придает им направленность для получения конкретного результата. Именно поэтому большое значение в работе предприятия придается планированию.
С помощью планирования на предприятии могут быть реализованы следующие преимущества:
- Подготовка предприятия к положительным изменениям.
- Дифференцирование возникающих в ходе хозяйственной деятельности проблем.
- Оптимизация действий подсистем предприятия.
- Формирование предпосылок для стимулирования роста и развития персонала.
- Рациональное использование имеющихся ресурсов и производственных факторов.
- Увеличение возможности получения достоверной информации.
- Усиление контролирующей функции внутри объекта.
Планирование основывается на данных, полученных при проведении аналитической работы. Далее определяются стратегические и тактические цели, они разбиваются на подцели и задачи. Разрабатываются модели реализации целей в практическую работу предприятия. Внедряются принципы получения обратной связи. Планируется и осуществляется контроль над исполнением принятых решений.
Плановые показатели и их виды в работе предприятия
Для оптимизации любой системы предприятия и его работы в целом используются показатели хозяйственной деятельности. Благодаря им, появляется возможность наглядно описать процессы и явления в системе. Преобразование практических данных в математические показатели позволяет проводить расчеты, различного рода операции для получения конкретного результата исследования. Для обработки определенного типа информации используются целые наборы экономических показателей, которые образуют систему, а затем, регулярно применяются при совершении какого-либо действия, например, планирования.
При планировании на предприятии могут применяться следующие виды показателей:
- Натуральные применяются для описания ресурсов и некоторых производственных факторов в натуральных единицах – штуках, метрах, тоннах, кубических метрах и так далее.
- Стоимостные применяются для обобщения элементов, имеющих разную природу. Часто применяются для получения общих данных, таких как объем выпуска, себестоимость, оценки дохода или прибыли.
- Для целей представления количественных величин или характеристик применяются количественные показатели.
- Качественные используются в случае описания качественных преобразований в системе хозяйствования.
- Абсолютные или обобщенные показатели характеризуют результаты без сопоставления с другими величинами.
- Относительные позволяют оценить долю какого-либо элемента в общем показателе, рассмотреть его влияние на итоговый результат.
С помощью числовых математических показателей у руководителей предприятия и специалистов появляется возможность реализовывать научно обоснованное планирование, которое сможет привести к положительным результатам и сформировать долгосрочные позитивные тенденции.
Применение системы плановых показателей
Система плановых показателей на предприятии должна быть обоснованной и рациональной, отражать изменения социально-экономических процессов на предприятии. К ней предъявляются следующие требования:
- Охват всех подсистем и элементов развития предприятия.
- Обеспечение единства используемых показателей.
- Формирование сопоставимости и сводимости различных частей плана.
- Направленность на обеспечение роста эффективности.
- Поддержание устойчивой конкурентоспособности.
- Самодостаточность и обоснованность.
Большинство применяемых показателей являются расчетными, то есть они выступают в виде нормативов, лимитов и объемов финансирования. Для планирования используются утвержденные показатели. С их помощью оцениваются наиболее значимые стороны плана. В зависимости от специфики предприятия вырабатывается свой уникальный набор показателей, который становится обязательным. Для их формирования может использоваться любое количество расчетных величин.
Как правило, плановые показатели должны поддерживать основную стратегию предприятия. Сущность их применения заключается в обосновании выбранного направления. Система плановых показателей используется для анализа текущего состояния объекта, а также для прогнозирования. Для этого применяются различные методы, а именно, обоснование имеющихся данных на основе фактических параметров, формирование планов с помощью укрупненных или обобщенных показателей. Обоснование происходит с помощью базового показателя и его динамики изменения за период. При этом будущие изменения не учитываются. Применение укрупненных величин позволяет оценить общую эффективность плана. Здесь рассматривается общий параметр, а также факторы, на него влияющие и определяющие его структуру.
Наиболее часто плановые показатели применяются на этапе между формированием стратегической цели и разработкой различных видов стратегии. Они позволяют сопоставить возможные планы развития предприятия, выбрать наиболее оптимальный план, далее внедрять его в практическую деятельность.