Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Финансовое планирование прибыли

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Финансовое планирование прибыли

Понятие финансового планирования прибыли

Определение 1

Финансовое планирование прибыли представляет собой процесс выработки мероприятий, направленных на обеспечение получения ее необходимой величины в будущих отчетных периодах и осуществление ее эффективного распределения сообразно целям и задачам деятельности хозяйствующего субъекта.

Процесс планирования прибыли включает в себя разработку прогнозов величины прибыли, получаемой от различных видов деятельности, и по направлениям ее использования. Прогнозные показатели прибыли способствуют разработке общей политики управления хозяйствующим субъектом, а также выработке целей его деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.

В процессе текущего планирования прибыли на основе целевых показателей разрабатываются конкретные планы по объему продаж, затратам, производственным, инвестиционным и финансовым задачам. Основным видом текущего планирования прибыли выступает план доходов и расходов организации.

Оперативное планирование прибыли выражается в процессе бюджетирования, предусматривающем разработку бюджетов продаж, переменных и постоянных затрат, денежных поступлений и прочего.

Прямой метод планирования прибыли

Замечание 1

Прямой метод планирования прибыли (метод прямого счета) является наиболее простым и распространенным методом.

При применении данного метода сумма планируемой прибыли от основной и прочей деятельности организации в будущем отчетном периоде определяется как разность плановых сумм доходов и расходов по всем видам деятельности. Причем в учет при определении планового показателя прибыли принимается и прибыль, находящаяся в остатках продукции, имеющихся на складах организации. Применение данного способа является эффективным в том случае, если ассортимент продукции, выпускаемый организацией, является небольшим.

Применение данного метода возможно как в отношении новой, так и отношении уже действующей организации, либо в отношении отдельного проекта.

Подвидом данного метода является метод поассортиментного планирования, при котором плановая величина прибыли определяется отдельно по каждой ассортиментной группе.

Замечание 2

Преимуществом указанного метода планирования прибыли является простота его применения, однако он несколько ограничен – целесообразность его применения обусловлено непродолжительным периодом планирования.

Иные методы планирования прибыли

Планирование прибыли осуществляется иными методами, к числу которых можно отнести следующие.

Метод, основанный на анализе лимита рентабельности. Данный метод основан на оценке взаимосвязи планового показателя прибыли и подверженности организации колебаниям суммы расходов в процессе оборота капитала. Для выявления указанной зависимости, как правило, выстраивается система графиков. Для расчета минимального оборота применяется одна из следующих формул:

$Омин = (1 - Зпост) / 100$

$Омин = 1 – Зпер / ОКпл ,$, где:

  • $Омин$ – минимальный оборот;
  • $Зпост$ – процент постоянных затрат;
  • $Зпер$ – переменные затраты;
  • $ОКпл$ – оборот капитала по плану.

Важным показателем является величина разницы между запланированным оборотом и минимальным оборотом, полученным расчетным путем. Этот показатель определяет степень свободы организации в планировании оборота, а, следовательно, и прибыли.

Прогнозирование показателя рентабельности инвестированного капитала основывается на изучении соотношения ряда величин, выражаемых следующими формулами:

$ОС + КВ = ВК$

$ОК = ОС / ВК$

$КП = П / ОК$

$РК = ОК / ВК • П / ОК • 100$, где:

  • $ОС$ – оборотные средства;
  • $КВ$ – капитальные вложения (вложения во внеоборотные активы);
  • $ВК$ – вложенный капитал;
  • $ОК$ – коэффициент оборачиваемости капитала;
  • $КП$ – коэффициент прибыли;
  • $П$ – прибыль;
  • $РК$ – рентабельность капитала.

Нормативный метод. Данный метод планирования прибыли основан на выполнении расчета плановой величины прибыли посредством использования нормативов, к числу которых относят норму прибыли на стоимость активов, величину собственного капитала, единицу проданной продукции, величине инвестированного капитала. Основным недостатком данного метода является проблема разработки нормативов, требующих обоснования и сложных количественных вычислений.

Метод экстраполяции. Данный метод предполагает планирования прибыли на основе изучения динамики данного показателя за ряд предшествующих лет, направленного на формирование модели, раскрывающей тенденцию динамики показателя с последующим распространением этой тенденции на будущие периоды. Применение данного метода целесообразно в условиях краткосрочного планирования.

Аналитический метод. Данный метод планирования основывается на применении многофакторных моделей формирования прибыли, позволяющих определить влияние на прибыль разных факторов.

К числу аналитических методов относятся метод, основанный на изучении взаимосвязи «затрат – объема реализации – прибыли». при применении данного метода важнейшим показателем является точка безубыточного объема продаж, определяемая по формуле:

$ТБ = ПЗпост / (Пуп – ПУпз ) • 100$, где:

  • $ТБ$ – безубыточный объем продаж;
  • $ПЗпост$ – плановый процент постоянных затрат;
  • $Пуп$ – плановый уровень прибыли, % от суммы выручки;
  • $ПУпз$ – плановый уровень переменных затрат, % от суммы выручки.

После этого выполняется расчет планового показателя прибыли по формуле:

$ПП = (ПО – ТБ) • (Пуп – ПУпз ) / 100$, где:

  • $ПП$ – плановая прибыль;
  • $ПО$ – плановый оборот;
  • $ТБ$ – безубыточный объем продаж;
  • $Пуп$ – плановый уровень прибыли, % от суммы выручки;
  • $ПУпз$ – плановый уровень переменных затрат, % от суммы выручки.

Плановый показатель маржинальной прибыли определяется по одной из следующих формул:

$МП = ПО • (Пуп – ПУпз ) / 100$

$МП = ПП + ПЗпост$, где:

  • $МП$ – маржинальная прибыль;
  • $ПО$ – плановый оборот;
  • $Пуп$ – плановый уровень прибыли, % от суммы выручки;
  • $ПУпз$ – плановый уровень переменных затрат, % от суммы выручки;
  • $ПП$ – плановая прибыль;
  • $ПЗпост$ – плановая сумма постоянных затрат.

Плановая величина чистой прибыли определяется по формуле:

$ЧП = ПП • (100 – Снп ) / 100$, где:

  • $ЧП$ – чистая прибыль;
  • $ПП$ – плановая прибыль;
  • $Снп $ – ставка налога на прибыль.