Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

История финансового планирования в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
История финансового планирования в России

Эволюция финансового планирования в России

Практика финансового планирования российских предприятий прошла довольно сложный эволюционный путь. В дореволюционный период развития страны финансовое планирование, осуществляемое акционерными обществами, ограничивалось разработкой единственного финансового плана – прогноза отчетного баланса на планируемый год, что в современных условиях следует обозначить как баланс доходов и расходов.

В послереволюционный период, сопровождающийся переводом национализированной промышленности на сметное финансирование, основу финансового планирования составил такой документ как смета прихода и расходам, также представляющая собой аналог современного бюджета доходов и расходов.

Замечание 1

Конец двадцатых-тридцатых годов ХХ века трестами и их подведомственными предприятиями стали разрабатываться годовые промышленно-технические финансовые планы, включающие в свой состав уже применяемые ранее финансовые планы доходов и расходов.

Развитие социалистического планирования способствовало изменению и совершенствованию формы финансового плана.

Финансовое планирование до 1958 года основывалось на принципе «брутто», когда доходная часть плана содержало всю выручку от продажи продукции, а расходная часть – затраты на производство и продажу продукции.

В 1958 году в основу финансового планирования доходов и расходов хозяйствующих субъектов заложили принцип «нетто», когда доходная часть финансового плана содержала сведения о прибыли, амортизации и иных поступлениях, а расходная – о совершенных расходах. В этот период стали формировать шахматный баланс, задачей которого была взаимоувязка всех направлений расхода финансовых ресурсов с источниками их покрытия.

Начиная с 1965 года, советские предприятия были наделены формальным правом самостоятельной разработки финансовых планов, однако они были ограничены в реализации этого права.

Командно-административное устройство советского государства в условиях централизованного и всеобъемлющего планирования активно вмешивалось в определение пропорций производства, распределительные процессы валового общественного продукта, национального дохода с целью регулирования процессов накопления и потребления.

Финансовое планирование хозяйствующих субъектов имело четкую взаимосвязь с кредитным, бюджетным и кассовым видами планирования, что создавало основу для предотвращения существенного дефицита бюджета и более или менее обеспечивало баланс движения финансовых и материальных видов ресурсов.

Разработка проектов финансовых планов на будущий год осуществлялась советскими предприятиями в августе или сентябре текущего финансового года с ориентацией на установленные различными министерствами и ведомствами контрольными цифрами:

  • объемов прибыли,
  • вложений в приобретение капитальных активов,
  • нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования и так далее.

После разработки проекты планов направлялись вышестоящим организациям на проверку и изучение.

Замечание 2

Вышестоящие организации осуществляли обобщение показателей проектов финансовых планов посредством формирования сводных финансовых планов и заявок, направляемых в Госплан и Министерству финансов СССР.

На основе заявок разрабатывался основной финансовый план государства – бюджет. При формировании заявки характерной особенностью являлось завышение показателей требуемого бюджетного финансирования, что не способствовало выработке сбалансированного бюджета государства. Разработка и утверждение государственного бюджета, и составление на его основе плана развития народного хозяйства завершались формированием для подведомственных предприятий «возвратных» планов, основанных уже на бюджетных показателях.

Сложившаяся практика планирования отрицательно сказывалась на хозяйствующих субъектах, сковывала их инициативу, ориентировала на формирование заниженных показателей объемов производства, прибыли и стимулировала необоснованный рост спроса на средства бюджетного финансирования.

В семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века предпринимались попытки модернизации системы финансового планирования, однако они носили скорее не капитальный, а косметический характер, и естественным образом не привели к существенным изменениям.

В таком виде система финансового планирования просуществовала вплоть до перестройки, которая существенно изменила подход к финансовому планированию, как в целом, так и на уровне отдельных бизнес-единиц.

Изначально обусловленное естественным течением политических процессов и подкрепленное высокими темпами инфляции и непредсказуемостью экономических процессов в обществе сформировалось отрицательное отношение к финансовому планированию. Оно считалось пережитком плановой экономики, сковывающим современные рыночные предприятия и не требующимся в условиях динамичного развития экономики. В частном секторе финансовое планирование на некоторое время полностью изжило себя. В соответствии с новыми условиями хозяйствования финансовое планирование осуществлялось государственными предприятиями и крупными представителями бизнеса. Однако дальнейшая относительная стабилизация экономической обстановки показала необходимость формирования финансовых планов, что потребовало изучения и развития практики его осуществления.

Современное состояние российского финансового планирования

Современные российские хозяйствующие субъекты активно практикуют финансовое планирование, используя выработанные на основе адаптации западных методы планирования, отвечающие отечественным условиям осуществления бизнеса.

Современный этап развития российской управленческой культуры позволяет считать, что российские хозяйствующие субъекты в сфере финансового планирования переходят от решения примитивных задач (например, составления плана движения денежных средств) к формированию сложных многозадачных финансовых планов, предусматривающих комплексные решения в области бюджетирования, планирования и управления капиталом, разработки и реализации финансово-экономической стратегии.